Понятие «универсальные учебные действия» - Основная образовательная программа начального общего образования Бюджетного...


Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегося самостоятельно успешно усва­ивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают уча­щимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной дея­тельности, включающей осознание её целевой направленнос­ти, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование матери­ала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.


^ Функции универсальных учебных действий:

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.


^ Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.


Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

В МОУ СОШ №2 главная цель педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться…

Школой были поставлены следующие задачи:

Обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий.


Развитие личностных качеств – ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности.


Формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.


В своей работе школа опирается на следующие принципы:

^ Принцип деятельности. Он заключается в такой организации обучения, когда ребенок получает знание не в готовом виде, а добывает его сам в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания. Этот принцип является основным механизмом реализации развивающей функции образования.


^ Принцип психологической комфортности. Обязательным требованием к организации процесса обучения детей является сохранение их здоровья. Для этого необходимо снять по возможности все стрессообразующие факторы учебного процесса. Он предполагает: создание в классе спокойной доброжелательной атмосферы; веру в силу ребёнка; осознание им процесса учения; понимание учителем и родителями функциональной роли знаний. Роль учителя заключается в том, чтобы создать на уроке атмосферу, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя как дома.


^ Принцип вариативности. Он предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед неудачей. Учителя учат детей воспринимать ошибку не как трагедию, а как сигнал для её исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни, в случае неудачи – не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.

Психолог А. Маслоу утверждает, что «путь к осуществлению потенциальных возможностей человека в его самореализации открывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей, в том числе, потребности защищенности и в хорошем отношении к нему». При удовлетворении этих потребностей, мы считаем, что в личности ребёнка возникают новые черты и качества: уверенность в себе, вера в окружающих людей, оптимизм, стремление к осуществлению полезных целей, жизнерадостность. Чувство собственного достоинства, ощущение значимости собственного «Я», уверенность в своих силах и положительная оценка со стороны окружающих – всё это поддерживается в учениках, так как кардинальная потребность человека – осознавать себя личностью.

^ Через тестирование познается личность ребенка. Обращаем внимание на применяемое тестирование в нашей школе.


тест « 6 квадратов»

1 – квадрат с точкой.

Если точка задействована в рисунке высокая социальная активность , он настроен на коллектив.

^ 2 – квадрат( рисунок слона)

Если рисуют слона в маленьком квадрате, он интроверт ( не любит, чтобы его куда-нибудь выдвигали, организовывали.)

Если рисунок больше маленького квадрата, то он активный человек.

^ 3 – квадрат.

Поверхностный объект определения правого и левого полушария.

Если ребенок рисует два разных рисунка, то он имеет склонность к точным наукам; более развивается аналитический ум ( левое полушарие)

Если ребенок объединяет оба объекта и рисует один общий рисунок, то у ребенка более развито правое полушарие, склонность к развитию творческой личности.

^ 4 квадрат ( крокодил или змея)

По этому квадрату мы определяем агрессивность на данной ситуации.

Если у крокодила раскрыта пасть, видны зубы, на хвосте изображены зубцы; то в ребенке скрыта агрессия. Чаще всего дети защищаются от окружающих.

Существует несколько видов агрессии:

  1. физическая ( ударить)

  2. внутренняя ( не сделает, но внутри)

  3. вербальная ( убивает словом)

5 квадрат.

Следует дорисовать картину, используя данные линии.

Норма, когда человек рисует кораблик. Это значит, что в семье благополучие и любовь.

Если мальчик рисует дерево , трубу, то есть сексуальные проблемы ( половые)

^ 6 квадрат – роспись.

В этом квадрате ребенок должен поставить свою роспись; если окончание вверх, то самооценка завышена, если – вниз, то занижена.

Лучше - результат вверх.


Для гармоничного развития личности ребёнка необходим союз учителя и родителей, создание условий партнёрства и сотрудничества с родителями. Только вместе с родителями можно успешно решать проблемы детей, помня педагогическую истину: всё хорошее о детях говорить в слух, трудности решать индивидуально.


^ Личностные результаты на разных этапах обучения
/по годам обучения/


Классы

Оценивать ситуации и поступки

(ценностные установки, нравственная ориентация)

^ Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию мотивация к познанию, учёбе)

^ Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки. (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)

1–2 классы –

необходимый уровень

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции:

– общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к труду, культуре и т.п. (ценностей);

– важности исполнения роли «хорошего ученика»;

– важности бережного отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ;

– важности различения «красивого» и «некрасивого».


Постепенно понимать, что жизнь не похожа на «сказки» и невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих»


ОСМЫСЛЕНИЕ

Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил.


САМООСОЗНАНИЕ

Объяснять самому себе:

– какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся (личные качества),

– что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы),

– что у меня получается хорошо, а что нет (результаты)



САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества). В том числе:

объяснять, что связывает меня:

– с моими близкими, друзьями, одноклассниками;

– с земляками, народом;

– с твоей Родиной;

– со всеми людьми;

– с природой;

испытывать чувство гордости за «своих» - близких и друзей.


ПОСТУПКИ

Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе:

– известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения;

– сопереживания в радостях и в бедах за «своих»: близких, друзей, одноклассников;

– сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.

Признавать свои плохие поступки

3–4 классы –

необходимый уровень


(для 1–2 классов – это повышен-ный уровень)

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции:

– общечеловеческих ценностей (в т.ч. справедливости, свободы, демократии);

– российских гражданских ценностей (важных для всех граждан России);

– важности учёбы и познания нового;

– важности бережного отношения к здоровью человека и к природе);

– потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».


Отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди).


Отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие


ОСМЫСЛЕНИЕ

Объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые»), с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.


САМООСОЗНАНИЕ

Объяснять самому себе:

– что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера),

– что я хочу (цели, мотивы),

–что я могу (резуль-таты)



САМООПРЕДЕЛЕНИЕ:

Осознавать себя гражданином России, в том числе:

объяснять, что связывает меня с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России,

испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках.


Осознавать себя ценной частью многоликого мира, в том числе

уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран,

не допускать их оскорбления, высмеивания.


Формулировать самому простые правила поведения, общие для всех людей, всех граждан России (основы общечеловеческих и российских ценностей).


ПОСТУПКИ

Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе правил и идей (ценностей) важных для:

– всех людей,

– своих земляков, своего народа, своей Родины, в том числе ради «своих», но вопреки собственным интересам;

– уважения разными людьми друг друга, их доброго соседства.

Признавать свои плохие поступки и отвечать за них (принимать наказание)


Повышенный уровень

3–4 класса


(для 5–6 классов – это необхо-димый уровень)



Оценивать, в том числе не-однозначные, поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:

– общечеловеческих ценностей и российских ценностей;

– важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.


Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п.


Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями



ОСМЫСЛЕНИЕ

Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неодно-значных поступков, с позиции общечелове-ческих и российских гражданских ценностей.


Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.


САМООСОЗНАНИЕ

Объяснять самому себе:

– свои некоторые черты характера;

– свои отдельные бли-жайшие цели само-развития;

– свои наиболее за-метные достижения.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе:

отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению;

искать свою позицию (7–9 кл. –постепенно осуществлять свой гражданский и куль-турный выбор) в много-образии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения;

осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.

ПОСТУПКИ

Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцени-ваемых ситуациях, на основе:

– культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность

– базовых российских гражданских ценностей,

– общечеловеческих, гуманистических ценностей, в т.ч. ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений

Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание)
Наркоз в детской стоматологии - Рекомендована к утверждению в качестве типовой,
Узагальнення точок зору по показниках про фінансову стійкість підприємства,
Конспект лекцій для студентів спеціальностей 030508 І 030508 "Фінанси І кредит" денної та заочної форми навчання - страница 11,
Книга предназначена прежде всего для философов и ученых, занимающихся методологическими проблемами. Она может служить также в качестве учебного пособия по основам философии для студентов и аспирантов - страница 3,
Заключение - Финансовое планирование и бюджетирование в фирме 96 >14. Финансовые доходы, не связанные с основной...,
Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по с окмо с февраля 2008 г. 2 апреля 2012 г - страница 12,
Приказ от 27 декабря 2011 г. N 1664н об утверждении номенклатуры медицинских услуг - страница 5,
Стаття 7. Експертно-апеляційна рада - Закон україни,
Санкт-Петербург - Сводные данные (план) международных мероприятий в области образования, науки и инноваций издаются...,
Тема: Дальний Восток. Факторы формирования района - Тема: Введение,
Аннотация примерной программы учебной дисциплины, цикл гсэ, часть базовая Производственный менеджмент,
Алматы Омарова Эльмира Рамазановна 8(727)264-35-20. Стоимость конкурс - страница 2,
Книга состоит из двух чвстей. Впервой книге Ю. П. Батулин делится с читателем своими мыслями о природе самоисцеления и биоинформационных возможностях человеческого организма, - страница 138,
Стамбул 10 вещей, которые надо сделать в Стамбуле - страница 9,
Роскосмос объявил конкурс на изготовление и поставку универсальной космической платформы (укп-м) для нового российского метеоспутника "Метеор м-2" 7 Сергей Кириенко, глава Росатома, заявил, что задача по стабилизации ситуации в атомном ледокольном флоте 8 - страница 17,
ЛИТЕРАТУРА - Российский университет дружбы народов вопросы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового...,
Глава 8. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО - Московский государственный университет имени м. В. Ломоносова история отечественного...,
Роздрібна торгівля - 4 Класифікація видів економічної діяльності,
Кабінет міністрів україни постанов а від 5 квітня 1994 р. N 226,
И. Н. Калинаускас преображение. Путевые заметки - страница 9,
ВЫСОКИЙ ГОРНЫЙ ХРЕБЕТ - Иоганн Вольфганг Гете,
Проекта (гранта) - страница 27,
Основной файл (реализация пользовательского интерфейса) - Реализация библиотеки для работы с,
37.Электрооборудование - Запчасти для Урал, КрАЗ, КамАЗ, ямз, ЗиЛ, маз,