Советско-таиландские отношения (1940-е гг. 1991 г.)



На правах рукописи


Симоненок Анна Владимировна


СОВЕТСКО-ТАИЛАНДСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

(1940-е гг. – 1991 г.)


Специальность 07.00.02 – Отечественная история


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата исторических наук


Владивосток

2009
Работа выполнена на кафедре регионоведения ВИМО АТР Дальневосточного государственного университета.



Научный руководитель:

доктор исторических наук
^ Каневская Галина Ивановна



Официальные оппоненты:


доктор исторических наук, профессор

^ Высоков Михаил Станиславович




кандидат исторических наук

Чернавская Валентина Николаевна


Ведущая организация:

Санкт-Петербургский государственный университет


Защита состоится 26 февраля 2010 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ005.010.01 при Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН по адресу:

690950, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 89.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.

Объявление и текст автореферата размещены на официальном сайте ИИАЭ ДВО РАН http://www.ihaefe.org «22» января 2010 г.


Автореферат разослан «21» января 2010 г.


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат исторических наук Г.А. Сухачева

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ


Актуальность темы исследования. В современной концепции внешней политики РФ особое внимание уделяется активизации отношений со странами АТР, в частности, со странами Юго-Восточной Азии (ЮВА), объединёнными в региональную группировку АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии)1. Развитие многопланового сотрудничества со странами ЮВА, имеет для нашей страны стратегическое значение, оно важно и с экономической, и с политической точки зрения. В рамках этого сотрудничества особую роль играют взаимоотношения России с Таиландом, одним из активнейших членов АСЕАН.

Актуальность данного исследования определяется многообразием и сложностью проблем современного процесса российско-таиландского взаимодействия, исторические корни которого берут начало во времени становления взаимоотношений двух стран, когда закладывались основы межгосударственных связей, происходил процесс поиска приемлемой модели двусторонних отношений. Хотя исторические аналогии нередко опасны и таят в себе риск допустить ошибки, тем не менее, по нашему мнению, напрашиваются исторические параллели между политикой Советского Союза в 1950-80-е гг. по укреплению своих позиций в ЮВА и нынешним стремлением РФ вернуть контроль над мировым океаном, а также занять роль одного из ведущих акторов как региональной, так и мировой политики.

Выявление и изучение исторических предпосылок, специфических факторов и особенностей предшествующего периода отношений СССР с Таиландом позволяет глубже понять суть многих современных проблем развития российско-таиландских взаимоотношений, а также оценить их будущие перспективы. Усвоение опыта предыдущих отношений позволяет РФ правильно выстраивать сегодняшнюю внешнеполитическую стратегию, определять наиболее перспективные направления российско-таиландского экономического сотрудничества с учетом ошибок и достижений прошлого. А накопленный опыт культурного взаимодействия русских и тайцев, понимание культурно-исторической специфики друг друга являются серьёзной базой для построения в новых условиях более эффективных связей РФ с Таиландом.

Изучение истории взаимоотношений Советского Союза с Таиландом позволяет также глубже понять характер и особенности внешнеполитической и внешнеэкономической концепции СССР, без исторического анализа которых невозможно всестороннее изучение советской эпохи.

^ Степень изученности темы исследования. Как в советской, так и в современной отечественной историографии вопросам международных отношений СССР традиционно уделялось большое внимание. Немало работ отечественных историков и политологов посвящено и взаимоотношениям Советского Союза со странами Юго-Восточной Азии2. Однако проблема советско-таиландских отношений в вышеназванных исследованиях либо только обозначается, либо вовсе не затрагивается.

Некоторую информацию о взаимоотношениях СССР с Таиландом можно встретить в работах, посвящённых связям Советского Союза со странами АСЕАН, т.к. Таиланд играет одну из ведущих ролей в этой организации3. Но в этих исследованиях освещаются в основном аспекты регионального взаимодействия СССР со странами ассоциации, а двусторонне контакты не рассматриваются.

Упоминания о советско-таиландских связях встречаются в работах, посвященных международному сотрудничеству СССР в различных областях. Можно отметить публикации Ю.Б. Кашлева, С.Г. Корнеева, В.Е. Ганковского и др.4. Однако в данных исследованиях вопросы взаимоотношений Советского Союза и Таиланда освещаются фрагментарно, сведения, представленные в них, носят больше справочный характер.

История экономических отношений Советского Союза с Таиландом исследована ещё меньше, чем политических. В отечественной историографии встречаются работы, в которых рассматриваются внешнеэкономические связи Таиланда, а также труды, посвящённые вопросам экономического сотрудничества СССР со странами ЮВА5. Однако их авторов в больше степени интересуют взаимоотношения с приоритетными экономическими партнёрами, коими для СССР в ЮВА были Вьетнам, Лаос, Индонезия, а для Таиланда – Япония, США, страны Западной Европы. Что же касается экономического и торгового сотрудничества СССР и Таиланда, то в упомянутых работах можно встретить лишь общую информацию о том, что оно было развито недостаточно, подтвержденную довольно ограниченными статистическими данными.

В некоторой степени пробел в этой области был заполнен диссертационной работой М.C. Крапивина «Торгово-экономические отношения СССР, России со странами Юго-Восточной Азии», которая была защищена в 2007 г. в Институте востоковедения РАН6. Автор проследил эволюцию экономических связей нашей страны почти со всеми странами ЮВА (Малайзия, Мьянма, Камбоджа, Таиланд, Сингапур, Вьетнам и др.), сосредоточив свое внимание на сравнении позиций, которые занимали эти страны в торговом балансе России в советский и в постсоветский период. Однако в связи с тем, что география исследования и хронологические рамки очень обширны, интересующие нас вопросы торгово-экономических связей СССР и Таиланда в названной работе были освещены не достаточно полно.

В советской науке была создана хорошая школа таеведения, которая охватила своими исследованиями самые различные темы по истории, экономике, религии, культуре, литературе Таиланда, лингвистике тайского языка7. Труды советских историков-таистов (Э.О. Берзина, Н.В. Ребриковой, Н.И. Калашникова и др.), внесших большой вклад в изучение социально-экономической и политической истории Таиланда, помогли автору диссертации в понимании внешнеполитической стратегии таиландского правительства, выявлении истоков и причин советско-таиландских отношений, складывавшихся в конкретно-исторический период. Работы В.А. Дольниковой (в том числе, в соавторстве с А.В. Колосовой и П.Е. Шустровым), посвящённые социально-политическому и экономическому развитию Таиланда позволили через анализ социально-экономической политики правительства Таиланда глубже проникнуть в суть экономической составляющей советско-таиландских связей8.

В работах по политической истории Таиланда отечественные таисты, в том числе, касались и вопросов международных отношений с СССР, однако эта тема не стала объектом специального исследования. Проблема взаимоотношений Советского Союза и Таиланда частично освещена лишь в двух работах, посвященных истории внешней политики Таиланда. Это «Внешняя политика Таиланда 1945 – 1983 гг.» Н.П. Малетина и «Внешняя политика Таиланда» Е.А. Фомичевой9. Н.П. Малетин в своей работе предлагает краткий обзор истории двусторонних взаимоотношений, но начинает его с 1863 г., когда корабли российского флота впервые появились у берегов Сиама, соединив, таким образом, воедино российско-сиамские и советско-таиландские отношения10. Что же касается труда Е.А. Фомичевой, то в нём представлена лишь косвенная информация по интересующей нас проблеме, которая даётся в связи с характеристикой внешнеполитического курса таиландского правительства.

В таиландской историографии тема отношений СССР и Таиланда изучена ещё меньше, чем в отечественной. Таиландские историки не только специально не исследовали этот вопрос, но даже не уделяли ему внимания в тех работах, в которых, так или иначе, затрагивались проблемы внешнеполитических и внешнеэкономических связей Таиланда11. Это объясняется тем, что на протяжении всей советской истории наши страны находились в двух разных и конфликтующих идеологических лагерях. Даже в тех редких работах, где авторы касались темы контактов Советского Союза и Таиланда, например, «Стратегия Советского Союза в Юго-Восточной Азии: Противоречия в Индокитае и безопасность Таиланда» Сангхаприча Чумпхона, или «Популярная история Таиланда» Джумсая Манита, история связей Таиланда и СССР представлена очень кратко и поверхностно, отношения анализируются односторонне и с антисоветских позиций12.

В 1990-2000-е гг. отмечается некоторый рост интереса таиландских исследователей к истории двусторонних связей СССР/России и Таиланда. В Таиланде стали появляться публикации, посвящённые этой теме. Это работы преподавателей таиландских университетов: Йотбун Лётрит, Ром Пхирамонтри (Таммасатский университет), Артрона Четсумона (Рамкамхенгский университет)13. Их статьи посвящены, главным образом, вопросам становления и развития в Таиланде научной школы, изучающей русский язык и аспекты жизни российского общества.

В 2007 г. вышел коллективный труд таиландских и российских авторов под названием «От друга» об истории становления и развития отношений России и Таиланда14. В нём содержатся статьи (в основном таиландских авторов), большинство из которых повествует о связях Российской империи и Сиама в период с 60-х гг. XIX в. по 1917 г., и лишь одна статья в сборнике посвящена советско-таиландскому сотрудничеству15. Её автор Ваттана Кунгвонг признаёт, что в истории двусторонних отношений «советский» период был очень непростым и драматичным – и Таиланду и СССР приходилось преодолевать вызовы и давления со стороны разных сил, чтобы сохранить отношения на нормальном уровне.

Среди работ западных исследователей также не удалось встретить специального труда, посвященного интересующей нас теме. В 1980-90-е гг., в связи с новыми тенденциями во внешней политике СССР и переосмыслением роли Советского Союза в мире стали появляться работы, анализирующие политику Советского Союза в ЮВА16. Из этих публикаций можно почерпнуть некоторые сведения и о связях СССР с Таиландом, но они разрозненны, вплетены в общую картину взаимоотношений нашей страны и стран региона, а анализ фактов и событий советско-таиландской истории в интерпретации западных исследователей требует критического осмысления.

Таким образом, обзор отечественной и зарубежной историографии, представленный выше, подводит к выводу о недостаточной изученности рассматриваемой нами темы, как в отечественной, так и в зарубежной историографии. До сих пор не было создано специального исследования, посвященного взаимоотношениям Советского Союза с Таиландом, или хотя бы одному из аспектов двусторонних связей. Ввиду этого, актуальным остается не только создание комплексного исследования по истории советско-таиландских отношений, но и выявление и систематизация фактологического материала по рассматриваемой проблеме.

^ Цель исследования состоит в том, чтобы дать целостную картину взаимоотношений СССР с Королевством Таиланд в период с 1940-х гг. по 1991 г. и показать особенности политического, экономического и культурного взаимодействия Советского Союза с Таиландом в конкретно-исторический период.

^ Задачи исследования предполагают освещение следующих аспектов изучаемой проблемы:

^ Хронологические рамки исследования определяются с 1940-х гг. по 1991 г. Конечный рубеж исследования не вызывает сомнений – это 1991 г., когда прекратил существовать Союз Советских Социалистических Республик. Что касается отправной даты исследования, то она определяется временем восстановления дипломатических отношений между СССР и Таиландом в 1940-х гг. (после разрыва в 1918 г. в связи с расстрелом царской семьи).

В силу особенностей развития взаимоотношений СССР с Таиландом вызывает затруднение установление точной отправной даты двусторонних дипломатических связей. Источники дают нам две даты восстановления отношений. Первая – это 12 марта 1941 г., когда Королевство Таиланд и Союз Советских Социалистических Республик обменялись нотами об установлении дипломатических, торговых и консульских отношений, что и положило начало официальным связям между нашими странами. Но во Вторую мировую войну Таиланд вступил на стороне Японии – противника Советского Союза, при этом дипломатические отношения между СССР и Таиландом формально сохранялись. После войны советско-таиландские связи потребовали дополнительного урегулирования. Так в истории восстановления отношений появилась вторая дата – декабрь 1946 г., когда официальные представители СССР и Таиланда обменялись письмами о восстановлении дипломатических связей между Советским Союзом и Таиландом и обмене миссиями.

Поскольку, с нашей точки зрения, обе даты имеют важное историческое значение для советско-таиландских отношений, начальные хронологические рамки исследования определены, как 1940-е гг.

^ Географические рамки исследования охватывают территорию Советского Союза и территорию Таиланда. При выяснении факторов регионального и международного масштабов, оказавших влияние на советско-таиландские отношения, в рамки исследования попадают США, Китай, Кампучия, Вьетнам, Лаос.

^ Объектом исследования выступают международные отношения Советского Союза в период с 1940-х гг. по 1991 г.

Предметом исследования является процесс формирования и эволюции двусторонних отношений СССР с Королевством Таиланд во всём комплексе политических, экономических, социокультурных связей.

^ Методология исследования. Содержание научных изысканий и выводов диссертации определены рядом методологических и методических принципов, избранных в соответствии с поставленными целями и требованиями современной исторической науки.

Основными научными принципами исследования стали принципы историзма и объективности. Принцип историзма предполагает изучение общественных явлений в развитии и во взаимосвязи с конкретной исторической обстановкой. История советско-таиландских отношений представлена в динамике на протяжении всего периода их существования. Двусторонние связи Советского Союза с Таиландом рассматриваются в контексте локальной истории СССР, Таиланда, а также мировых и региональных событий, оказавших непосредственное влияние на взаимоотношения двух стран.

Принцип объективности предполагает использование всех доступных источников и рассмотрение проблем изучаемого объекта с учётом всей совокупности фактов в их истинном содержании, не искажая и не подгоняя их под заранее определённые стереотипы. В соответствии с этим принципом история советско-таиландских отношений представлена во всей её многогранности и противоречивости.

При изучении поставленной научной проблемы, помимо общенаучных методов (диалектического, логического, проблемного), применялись конкретно-исторические методы исследования, в частности, историко-сравнительный и системного анализа. Историко-сравнительный метод дал возможность выделить специфические особенности каждого из этапов отношений СССР с Таиландом по ряду параметров, характеризующих международные связи, и проводить сравнения и в пространстве, и во времени.

Системный подход позволил из отдельных объектов и элементов проблемной ситуации составить связующее целое, представить отношения Советского Союза с Таиландом во всём комплексе их развития. В результате проведения структурного и функционального анализа были выявлены внутренние и внешние факторы, определявшие особенности развития советско-таиландских отношений.

^ Источниковая база исследования. Основой диссертации стали как опубликованные, так и неопубликованные источники.

Неопубликованные источники представлены архивными документами из трех архивов: Архива внешней политики Российской Федерации (АВП РФ), Российского государственного архива экономики (РГАЭ), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ).

Большая часть неопубликованных источников, использованных в диссертации, была взята из АВП РФ. Особый интерес представляют материалы двух фондов: фонда посольства СССР в Таиланде (Ф. 193) и фонда «Референтура по Таиланду» (Ф. 131).

Фонд 193 представлен нотной перепиской между внешнеполитическими ведомствами и дипломатическими представительствами СССР и Таиланда, а также донесениями советских послов. В фонде 131 содержатся докладные записки, справки, информационные сообщения Отдела Юго-Восточной Азии МИД СССР, а также хроника внешнеполитических отношений Таиланда и советско-таиландских отношений (конец 1970-х – начало 1980-х гг.).

Большую помощь в исследовании оказали материалы РГАЭ. В фонде 413 Министерства внешней торговли СССР были выявлены документы Управления торговли со странами Азии, которое курировало торговые связи с Таиландом, записи бесед с представителями деловых кругов Таиланда, отчёты работников посольства и торгпредства Советского Союза в Бангкоке и другие документы.

В ГАРФе документы по истории советско-таиландских отношений представлены тремя фондами: фондом 5283 Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКСЗ), фондом 9518 Государственного комитета Совета министров СССР по культурным связям с зарубежными странами (ГКСС) и фондом 9576 Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (ССОД). Эти три фонда ГАРФа содержат документы по истории развития культурных связей СССР с Таиландом и контактов двух стран по линии общественных организаций.

В фонде ВОКСЗ хранятся документы, относящиеся к раннему периоду советско-таиландских отношений. Справки о культурных мероприятиях и о состоянии культурных связей, составленные посольством СССР в Бангкоке, информация об интересе тайцев к Советскому Союзу и о посещении им советского посольства, датируемые концом 1940-х – 1950-ми гг.

Документы фонда 9518 представлены планами мероприятий Государственного комитета по культурным связям с зарубежными странами по развитию культурных связей с Таиландом, а также отчётами об их выполнении. Из материалов этого фонда выявлены, в том числе, сведения о развитии советско-таиландских связей в области образования.

Значительное количество документов, касающихся гуманитарных контактов Советского Союза с Таиландом, было обнаружено в фонде 9576. Это отчёты советского дипломатического представительства в Бангкоке о мероприятиях, проводимых по плану развития культурных связей с Таиландом (демонстрация фильмов, организация выставок, распространение литературы, выступления советских артистов, визиты делегаций и др.). Особую ценность представляют записи из дневников работников посольства СССР в Бангкоке курировавших вопросы культурных связей (Г.А. Воробьёва (1960-е гг.), М.А. Романова (1970-е гг.).

Основной массив архивных документов, использованных в диссертации, впервые вводится настоящим исследованием в научный оборот.

^ Опубликованные источники, использованные в диссертации, можно разделить на четыре группы: 1) официальные документы внешнеполитического и дипломатического характера, 2) статистические сборники, 3) периодические издания; 4) мемуаристика.

В различных тематических сборниках диссертантом было выявлено лишь несколько официальных документов, составивших основу договорно-правовой базы двусторонних связей СССР и Таиланда. Это Торговое соглашение 1970 г.17, Соглашение о воздушном сообщении 1970 г.18, Соглашение о научно-техническом сотрудничестве 1988 г.19.

Особую ценность для анализа торгово-экономических отношений двух стран представляют статистические сборники, среди которых хотелось бы выделить два издания: статистический ежегодник «Внешняя торговля СССР» и ежегодник «Yearbook of international trade statistics» (после 1982 г. «International trade statistics yearbook»), выпускаемый Организацией Объединённых Наций. Сборник «Внешняя торговля СССР» содержит статистику по внешнеторговым связям СССР с различными странами, в том числе и с Таиландом. При написании данной работы были просмотрены статистические данные за период с 1918 по 1991 гг., которые позволили выявить характер торговых отношений СССР с Таиландом, проследить динамику двусторонних экспортных и импортных операций. Что же касается ежегодника «Yearbook of international trade statistics», то из этого объёмного издания была почерпнута ценная информация о статике и динамике торговых связей Таиланда с СССР и их доле в общем объёме внешнеторгового оборота Таиланда. Выявлены статистические данные за период с 1955 г. (когда впервые появляются сведения по советско-таиландской торговле в вышеназванном сборнике) по 1991 г.

Материалы периодической печати – один из важнейших источников, использованных в диссертации. Они представлены отечественными изданиями: газеты «Правда», «Известия», журналы «Азия и Африка сегодня», «Внешняя торговля», «Международная жизнь», изданиями на тайском языке: «Лактай», «Матичон», «Саямникон», «Саямрат» и английском языке: «Bangkok Post», «Bangkok World», «The Nation», «Nation Review». Информационные материалы, репортажи и корреспонденции этих печатных органов не только представляют богатый фактический материал, но и содержат различные точки зрения на события советско-таиландских отношений. В них представлены официальные позиции правительства СССР и Таиланда, а также оппозиционные мнения. Анализ и сопоставление публикаций в разноплановых печатных изданиях позволяют избежать категоричных утверждений и однозначных оценок, ведущих к упрощённому пониманию истории отношений Советского Союза и Таиланда.

Среди немногочисленной группы источников мемуарного характера хотелось бы выделить воспоминания М.С. Капицы «На разных параллелях: Записки дипломата»20. М.С. Капица – опытный дипломат, в 1960-е годы занимал пост заместителя министра иностранных дел СССР и курировал Юго-Восточное направление. Его воспоминания имеют не только большую информативную ценность. В них также описывается дух, настроение, внутреннее отношение тайцев к Советскому Союзу, что крайне важно при характеристике двусторонних связей.

^ Научная новизна исследования обусловлена как выбором темы, так и подходом к её разработке. Впервые в отечественной историографии на основе широкого круга источников, большинство из которых не были еще введены в научный оборот, дан комплексный анализ и предложена концепция истории отношений СССР с Таиландом. Эволюция двусторонних связей прослеживается через становление и развитие политико-дипломатических, экономических и гуманитарных контактов в контексте социально-политического и экономического развития Советского Союза и Королевства Таиланд и ведущих тенденций мирового исторического процесса. Впервые определены особенности формирования и эволюции советско-таиландских связей, предложена авторская периодизация отношений СССР с Таиландом.

^ Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования и его выводы могут быть использованы при изучении истории внешней политики СССР в Юго-Восточной Азии, новейшей истории Таиланда и международных отношений в Юго-Восточной Азии в XX в.

Материал диссертации также может быть полезен при разработке спецкурсов, учебников, справочно-библиографических и энциклопедических изданий по истории международных отношений Советского Союза. Важное практическое значение диссертация может иметь при решении современных проблем, возникающих в процессе выработки государственной политики в рамках формирования таиландского направления внешней политики современной России.

^ На защиту выносятся следующие положения:

^ Структура работы. В основу изложения материала положен проблемно-хронологический принцип. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы и 12 приложений.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении определяются актуальность проблемы, степень её изученности, цель, задачи, хронологические и географические рамки, объект и предмет исследования, теоретико-методологические основы и источниковая база диссертации, новизна постановки проблемы и её практическая значимость, положения, выносимые на защиту.

^ Первая глава – «Политические аспекты отношений СССР с Таиландом» анализирует эволюцию двусторонних политических и дипломатических связей.

В первом параграфе рассматриваются внешнеполитические интересы Советского Союза и Таиланда в предвоенные и военные годы и предпосылки, которые подвели страны к восстановлению отношений в марте 1941 г.

Правительства Советского Союза и Таиланда пошли на этот шаг под влиянием внешних обстоятельств. Советский Союз преследовал глобальные политико-идеологические цели. Усилия советской внешней политики в тот период были сосредоточены на том, чтобы максимально расширить и укрепить позиции социализма в мире, что автоматически сократило бы влияние капитализма. Таиланд же в 1941 г. пошёл на сближение с СССР в сложных условиях, складывающихся на Индокитайском полуострове накануне войны. Таиландское правительство рассматривало дипломатические отношения с Советским Союзом как дополнительную страховку на случай резкого изменения внешнеполитической ситуации и усиления экспансионистской политики Японии.

Специфика мотивов, которые подвели СССР и Таиланд к заключению дипломатических отношений во многом предопределила характер будущих контактов. На протяжении длительного периода они развивались неактивно, поскольку у сторон не было серьёзной внутренней заинтересованности в сотрудничестве.

Во втором параграфе анализируются советско-таиландские дипломатические связи во второй половине 1940-х – 1960-е гг.

Вторая мировая война прервала двусторонние контакты. Таиланд вступил в войну на стороне Японии, хотя при этом дипломатические отношения с СССР не были разорваны.

После окончания войны отношения были урегулированы в ходе переговоров, прошедших в Стокгольме 28 – 31 декабря 1946 г., когда СССР и Сиам обменялись письмами о восстановлении дипломатических отношений и обмене миссиями. Таким образом, декабрь 1946 г. можно назвать второй датой восстановления советско-таиландских отношений, и она, очевидно, более значима в истории двусторонних связей, поскольку положила начало непосредственным контактам между СССР и Таиландом.

В начале 1948 г. в Бангкоке и в Москве открылись дипломатические миссии СССР и Сиама. Но обмен представительствами не стал стимулом для активного развития контактов. Они сдерживались как бескомпромиссной идеологической позицией советского руководства, так и жёсткой антисоветской политикой таиландского правительства.

С 1946 г. по конец 1960-х гг. политические отношения СССР и Таиланда были довольно ограничены и исчерпывались, в основном, протокольно-дипломатическими контактами. Советский Союз предпринимал попытки к расширению советско-таиландских связей, которые, однако, не получали поддержки со стороны правительства Таиланда, во многом из-за боязни таиландских властей распространения коммунистических идей в стране.

Барьером на пути развития двусторонних отношений также выступала внешнеполитическая стратегия советского правительства. В 1950-60-х гг. Москва была настроена не на компромисс и сотрудничество, а на продолжение идеологического соперничества двух систем. Поддержка Советским Союзом народных движений и социалистических режимов в странах Юго-Восточной Азии вызывали резкое недовольство таиландского правительства.

В силу перечисленных факторов отношения СССР с Таиландом на данном этапе отличались напряжённостью, неустойчивостью, развивались бессистемно.

Третий параграф рассматривает расширение политических контактов СССР с Таиландом в 1970-х – первой половине 1980-х гг., чему способствовали как либеральные перемены, произошедшие внутри советского и таиландского обществ, так и наступившее перемирие в «холодной войне».

В силу этого расширились возможности для успешного сотрудничества СССР с Таиландом по различным направлениям. Улучшился политический климат двусторонних отношений, участились визиты государственных деятелей, официальных делегаций и неофициальных лиц. Между СССР и Таиландом наладился активный политический диалог. В марте 1979 г. состоялся первый в истории советско-таиландских отношений визит премьер-министра Таиланда Криангсака Чаманана в СССР, который придал стимул советско-таиландскому взаимодействию.

В первой половине 1980-х гг. стали активно развиваться межпарламентские связи СССР и Таиланда. Начало им было положено в августе 1979 г., когда в Советском Союзе побывала делегация Национальной Ассамблеи – законодательного органа Таиланда. Впоследствии обмены визитами парламентариев стали регулярными.

Несмотря на улучшение в 1970-х – начале 1980-х гг. атмосферы двусторонних отношений, в них продолжала сохраняться напряжённость, вызванная слишком активным вмешательством Советского Союза в региональные проблемы Юго-Восточной Азии. Камнем преткновения стал кампучийский конфликт (1978 – 1989 гг.), развернувшийся в непосредственной близости от таиландской границы.

В конце 1970-х – 1980-е гг. проблемы региона стали главной темой в политических взаимоотношениях СССР и Таиланда. Неуступчивость сторон в этом вопросе с одной стороны усиливала напряжённость, а с другой – выступала стимулом для более активного политического диалога между СССР и Таиландом. Инициатива в этом вопросе принадлежала Таиланду, как стороне наиболее заинтересованной в скорейшем разрешении кампучийского конфликта.

Не смотря на существование проблем и разногласий по различным аспектам двусторонних взаимоотношений, в целом, можно говорить о позитивной динамике и оживлении политических контактов СССР и Таиланда в 1970-е – первой половине 1980-х гг.

В четвёртом параграфе рассматривается эволюция советско-таиландских отношений во второй половине 1980-х гг.

На этом этапе в отношениях СССР с Таиландом произошли качественные изменения, которые были связаны, прежде всего, с совершенно иным восприятием нашими странами и народами друг друга, благодаря падению «железного занавеса» и проведению советским правительством внешнеполитического курса, получившего название «нового мышления».

1987 – 1988 гг. можно назвать переломными в отношениях Советского Союза и Таиланда. В этот период СССР прилагал максимум усилий для достижения разрядки международной напряжённости, демонстрируя свою гибкость и готовность идти на компромиссы.

Участие советского правительства в решении кампучийского конфликта было высоко оценено в Таиланде. После того, как в мае 1988 г. руководство Вьетнама (не без посредничества СССР) объявило о выводе из Кампучии своего воинского контингента, в отношениях Советского Союза с Таиландом буквально за 2 – 3 года был достигнут заметный прогресс. Сфера сотрудничества расширилась, охватив широкий круг вопросов, представляющих взаимный интерес.

Больше стало официальных контактов на различных уровнях. Дипломатический диалог СССР и Таиланда был поднят на самый высокий уровень в мае 1988 г., когда Советский Союз с официальным визитом посетил премьер-министр Таиланда Прем Тиннасуланон. Ответный визит в Бангкок председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова в феврале 1990 г. стал первым в истории двусторонних отношений визитом главы советского правительства в Таиланд. Он показал, что архитектура отношений СССР и Таиланда на рубеже 1980 – 1990-х гг. претерпела существенные изменения. Идеологические и политические споры были отодвинуты на второй план, приоритетными становились экономические интересы.

^ Вторая глава – «Торгово-экономические отношения СССР и Таиланда» посвящена сотрудничеству в экономической сфере, которое в целом прошло те же этапы, что и двусторонние политические отношения.

В первом параграфе рассматривается становление торгово-экономических связей СССР и Таиланда и их развитие во второй половине 1940-х – 1960-е гг.

В этот период экономические контакты СССР с Таиландом были очень слабы и огранивались только торговлей. Внешнеторговый оборот в 1961 г. (год наибольшей торговой активности двух стран) составил всего 10,3 млн. руб. Двусторонние торговые контакты поддерживались, по большей части, за счёт экспорта советских товаров в Таиланд. Анализ товарной структуры показывает, что в советском экспорте в Таиланд в 1950 – 60-е гг. преобладали промышленные товары: хлопчатобумажные ткани, бумага, машины и оборудование. Основным (и почти единственным) товаром, импортируемым из Таиланда в Советский Союз, был каучук.

Слабое развитие торгово-экономических связей СССР с Таиландом являлось следствием целого комплекса факторов. Сказались политические обстоятельства – таиландское правительство ограничивало торговлю с социалистическими странами. Но решающими были экономические факторы: слабая конкурентоспособность советских товаров, низкое качество таиландской продукции, существенная разница в системах организации торговли в СССР (государственная) и Таиланде (частная) и др. Всё это усугублялось отсутствием договорно-правовой базы отношений.

Во втором параграфе анализируется торгово-экономические связи Советского Союза с Таиландом в 1970-е – первой половине 1980-х гг., которые характеризуются не только расширением торгового обмена, но и развитием экономического сотрудничества по другим направлениям.

На этом этапе было достигнуто двустороннее взаимодействие в сфере авиаперевозок – в 1971 г. между СССР и Таиландом было установлено регулярное авиасообщение. Развивалось сотрудничество на морском транспорте, результатом стало создание в 1975 г. первой совместной советско-таиландской компании по морским перевозкам «ТАСОС». Экономические связи реализовывалось также через кредитование (правительство СССР предоставляло таиландским импортёрам льготные кредиты на закупку советской техники), стороны проявляли заинтересованность в налаживании кооперативных связей.

Однако основной формой экономических взаимоотношений СССР с Таиландом продолжала оставаться торговля. С середины 1970-х гг. в целом отмечалась устойчивая тенденция роста товарооборота СССР и Таиланда. Этому в значительной степени способствовало заключение 25 декабря 1970 г. торгового договора между СССР и Таиландом, ставшего первым в истории советско-таиландских отношений межправительственным договором.

Визит в Советский Союз премьер-министра Таиланда Криангсака Чаманана в марте 1979 г. стал хорошим стимулом для развития торгово-экономических связей СССР с Таиландом. После него участились визиты в СССР бизнесменов из Таиланда, чаще стали совершать поездки в Таиланд советские торговые делегации. В лучшую сторону изменился общий настрой тайских бизнесменов в отношении Советского Союза. Тон переговоров стал заметно более доброжелательным, таиландская сторона демонстрировала желание активнее развивать торговые связи с советскими партнёрами.

В 1970-х гг. в советско-таиландских торговых отношениях появились новые формы ведения торговых операций. Получили развитие бартерная торговля, взаимоувязанные сделки, стали заключаться договоры на долгосрочной основе (на 5 лет с правом продления).

Рост товарооборота сопровождался расширением структуры как экспорта, так и импорта. Советский экспорт в Таиланд был дополнен новыми видами оборудования и продуктами химии. В структуре импорта из Таиланда отмечалось вытеснение сырьевых продуктов (каучук, плавиковый шпат) сельскохозяйственной продукцией (сахар, рис, кукуруза). При этом отмечалась сильная диспропорция в сторону таиландского импорта. На протяжении 1970-80-х гг. Советский Союз имел дефицит в торговле с Таиландом.

Несмотря на заметный прогресс в 1970-е – первой половине 1980-х гг. советско-таиландские торговые отношения продолжали оставаться нестабильными и не достаточно активными, в силу, главным образом, проблем, существовавших в экономиках СССР и Таиланда.

Третий параграф посвящён советско-таиландскому экономическому сотрудничеству во второй половине 1980-х гг.

В целом во второй половине 1980-х гг. торгово-экономические отношения СССР с Таиландом развивались активнее, чем в предыдущие десятилетия, однако кардинальных изменений не наблюдалось. Основной сферой экономического взаимодействия оставалась торговля, которая для Советского Союза была дефицитной. В 1989 г. товарооборот СССР с Таиландом увеличился более чем в три раза по сравнению с 1988 г., но главным образом за счёт увеличения импорта из Таиланда. Во многом это было следствием острого дефицита, возникшего в период перестройки, который советское правительство восполняло огромными закупками товаров за границей.

На этом этапе значительные изменения претерпела номенклатура советско-таиландской торговли. Тревожной тенденцией было смещение экспорта СССР в сторону сырьевых продуктов. В частности, большую долю поставляемых в Таиланд советских товаров стал занимать металл. К 1990 г. прокат чёрных металлов составлял более половины всего советского экспорта в Таиланд, а в 1991 г. превысил 2/3.

Таиланд же, наоборот, расширял свой экспорт в СССР за счёт готовой промышленной продукции (ткани, одежда, полуфабрикаты агроиндустрии и др.). В конце 1980-х гг. из Таиланда в СССР стали завозить даже машины и оборудование, которые до этого были одной из статей нашего экспорта в Таиланд.

Во второй половине 1980-х гг. советское правительство отказалось от предоставления кредитов импортёрам Таиланда, и само оказалось в положении заёмщика. В 1990 г. СССР попросил у таиландского правительства кредит на сумму в 500 млн. долларов.

Несмотря существовавшие проблемы во второй половине 1980-х гг. Советский Союз и Таиланд смотрели друг на друга с интересом и надеждой на перспективное торговое сотрудничество, что было связано, прежде всего, с большими переменами, происходящими в СССР в те годы.

^ В третьей главе – «Социокультурные связи СССР и Таиланда» анализируются контакты на уровне социальных взаимоотношений через характеристику культурных связей, контактов в области образования и науки, а также отношений между общественными объединениями СССР и Таиланда. В силу слабости социокультурных связей на протяжении всей истории советско-таиландских отношений, не представляется возможным выделить чёткие этапы развития в этой сфере.

В первом параграфе дана характеристика советско-таиландских связей в области культуры, главной особенностью которых была недостаточная развитость. Сложившаяся ситуация стала следствием сложных политических взаимоотношений СССР с Таиландом. Таиландские власти считали нежелательными контакты своих граждан с Советским Союзом, опасаясь, что через них возможно распространение коммунистической пропаганды в Таиланде.

Советское правительство, напротив, стремилось к развитию социокультурных связей, полагая, что они смогут не только позитивно повлиять на характер советско-таиландских политических отношений, но и способствовать пропаганде советской культуры, советского образа жизни и продвижению идей социализма в мире. Однако в 1950 – 1960-е гг. эти задачи не были решены во многом из-за того, что популяризация советской культуры была подменена неприкрытой идеологической пропагандой.

Ситуация изменилась в лучшую сторону в 1970-х гг. Ослабление реакционного режима в Таиланде позволило советским дипломатам активнее работать в направлении налаживания культурных связей. Таиландское правительство сняло некоторые ограничения на демонстрацию советских фильмов и публикацию материалов об СССР, хотя в целом сохранило политику сдерживания контактов с Советским Союзом.

В 1980-е гг. разрядка международной напряжённости и смягчение внутриполитических режимов в СССР и Таиланде способствовали оживлению культурных связей. В Таиланде чаще организовывались гастроли советских танцевальных, цирковых коллективов. Таиландские представители участвовали в проходящих в Москве ки­нофестивалях. Развивалось туристическое сотрудничество. Однако начавшаяся в 1985 г. в СССР перестройка и возникшие тут же серьёзные внутриэкономические проблемы привели к урезанию государственного финансирования культурных обменов, в результате чего стали быстро сокращаться двусторонние контакты в этой области.

Во втором параграфе рассматриваются советско-таиландские отношения в сфере образования и науки.

Первой формой советско-таиландского сотрудничества в области образования было обучение тайских студентов в вузах СССР. С конца 1950-х гг. правительство Советского Союза ввело в практику предоставление Таиланду стипендий на обучение в СССР. Однако такая форма сотрудничества не получила широкого распространения во многом в связи с проводимой таиландским правительством политики ограничения контактов с СССР.

Контакты между представителями образования СССР и Таиланда начали складываться лишь после того, как в 1970-х гг. в программы двух университетов: Таммасатского (1975 г.) и Рамкамхенгского (1976 г.) было введёно изучение русского языка. С этого момента у таиландских университетов и советских вузов, осуществлявших подготовку специалистов по Таиланду (МГУ, ЛГУ, МГИМО) появилась взаимная заинтересованность в сотрудничестве. Возникла практика обмена делегациями, но вопрос о двустороннем обмене преподавателями и студентами так и не был решён.

В 1980-е гг. с активизацией советско-таиландских отношений, особенно в области торговли, заметно вырос интерес таиландской молодёжи к нашей стране, вследствие чего увеличилось число тайских студентов, обучавшихся в советских вузах. Если в 1960-е гг. в Советский Союз приезжало учиться 2 – 3 студента из Таиланда, в 1970-х гг. их было уже до 10, а во второй половине 1980-х гг. в СССР получали образование около 100 человек. Что же касается таиландских вузов, то они не предоставляли возможностей для стажировки ни советским студентам, ни преподавателям.

Научное сотрудничество между СССР и Таиландом было развито слабо, и на протяжении всей истории отношений почти не имело положительной динамики. Попытки советской стороны наладить взаимодействие с учёными из Таиланда не получали поддержки таиландского правительства. Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между СССР и Таиландом было подписано лишь в 1988 г. и фактически не работало.

В третьем параграфе дана характеристика связей, установившихся между общественными организациями Советского Союза и Таиланда.

Попытки советских общественных организаций наладить отношения с родственными объединениями в Таиланде долгое время не имели успеха. В конце 1950-х гг. стали завязываться первые контакты между профессиональными союзами СССР и Таиланда: Союзом советских писателей и Ассоциацией писателей Таиланда, а также между профсоюзами журналистов. Однако в силу инертности таиландской стороны эти связи развивались неактивно.

Контакты по линии женских организаций СССР и Таиланда начали складываться в 1960-х гг. Инициатива принадлежала советской стороне. Но усилия Комитета советских женщин (КСЖ) по налаживанию сотрудничества не всегда получали поддержку со стороны Национального совета женщин Таиланда (НСЖТ). И связи по этой линии оставались очень слабыми.

Отношения между молодёжными организациями двух стран сложились только в 1980-х гг., когда в Таиланде возрос интерес к развитию отношений с Советским Союзом. В 1982 г. Комитет молодёжных организаций СССР (КМО СССР) и Национальное бюро по делам молодёжи Таиланда (НБДМТ) достигли соглашения об установлении рабочих контактов между таиландскими и советскими молодёжными организациями, а также об обмене опытом работы государственных структур с молодёжью. Таиланд также изъявил желание установить контакты между организациями бойскаутов и пионеров. Но после 1985 г. в связи с прекращением финансирования международные связи СССР по линии общественных организаций пошли на спад, и этим проектам не суждено было реализоваться.

Установление связей СССР с Таиландом по линии ССОД (Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами), так же, как и по линии других общественных организаций, было связано с большими трудностями. С середины 1970-х гг. обсуждался вопрос об учреждении общества советско-таиландской дружбы. В 1979 г. в Москве было создано такое объединение в одностороннем порядке, однако в Таиланде аналогичное общество так и не появилось.

В Заключении изложены основные выводы, полученные в результате комплексного исследования истории советско-таиландских отношений (1940-е гг. – 1991 г.).

История российско-таиландских отношений насчитывает уже более 110 лет, из них большая часть (74 года) приходится на советское время. Самый продолжительный период двусторонних связей одновременно является и самым сложным и противоречивым. Отношения СССР с Таиландом формально являлись продолжением русско-тайских связей, возникших ещё в середине XIX в., однако их анализ позволяет сделать вывод об отсутствии преемственности. В противовес благополучным и дружеским российско-сиамским отношениям советско-таиландские связи складывались очень непросто, и долгое время развивались в атмосфере отчуждённости и взаимного непонимания.

При наличии в целом положительной динамики, следует отметить неравномерность развития двусторонних отношений в различные периоды. Интенсивность, а также характер и уровень контактов Советского Союза с Таиландом в процессе их эволюции послужили критерием авторской периодизации истории советско-таиландских связей в период с 1940-х гг. по 1991 г., в которой выделено три периода.

Сравнительно-историческое исследование показало, что каждый из этапов советско-таиландских отношений имел свои отличительные черты. Специфика была связана с особенностями политической и экономической ситуации, складывавшейся в Советском Союзе и Таиланде, а также с характером общей международной обстановки в тот или иной период.

Рассматривая в целом эволюцию отношений СССР с Таиландом, можно отметить, что политический фактор являлся определяющим. В жёстких условиях биполярного мира политические и идеологические разногласия (между коммунистическим и антиимпериалистическим правительством Советского Союза и проамериканским антикоммунистическим правительством Таиланда) сдерживали политический диалог, ограничивали торгово-экономическое сотрудничество и культурные связи СССР и Таиланда.

Существенные различия экономического, политического, социального, религиозного, культурного характера, фактор географической удалённости СССР от Таиланда также сыграли свою роль в становлении и эволюции двусторонних отношений.

Правительство Таиланда на протяжении многих лет проводило линию на ограничение связей с СССР, и только в 1970-80-е гг. можно говорить о появлении заинтересованность таиландских властей в расширении сотрудничества с нашей страной (и то, по большей части, в сфере торговли). Что же касается советского правительства, то оно проявляло большую активность в налаживании двусторонних отношений. Это было обусловлено политическими интересами Советского Союза и теми особыми геополитическими задачами, которые были заложены во внешнеполитической стратегии СССР. В 1950-60-х гг. активность советского правительства в направлении развития двусторонних связей была связана с поставленной задачей распространения идеи коммунизма по всему миру. В 1970-80-х гг. этот тезис был снят, но Советский Союз стал активно расширять своё присутствие в различных зонах мира, в том числе, в ЮВА, что было невозможно без активного взаимодействия со странами тех регионов. Однако выше перечисленные геополитические и идеологические интересы СССР не находили ответного отклика в таиландском правительстве и не могли служить основой для развития двусторонних связей.

Особое значение в развитии советско-таиландских отношений имел экономический фактор. Из всех направлений двустороннего взаимодействия торгово-экономическое сотрудничество развивалось наиболее активно, хотя и оно было ограничено. Невысокий уровень развития как таиландской, так и советской экономик предопределил отсутствие у сторон привлекательных коммерческих предложений друг к другу, и как следствие недостаточную заинтересованность двух стран в экономическом сотрудничестве.

На протяжении многих лет считалось, что политические противоречия являлись главным сдерживающим фактором, и они, безусловно, играли огромную роль. Однако, как только в 1970-х гг. у таиландской стороны появился экономический интерес к Советскому Союзу (Таиланд нуждался в новых рынках сбыта сельскохозяйственной продукции), тут же последовало оживление двусторонних торговых, а вслед за ними политических и культурных связей.

В этой связи хотелось бы особо отметить фундаментальную роль экономических связей во всём комплексе двусторонних отношений. Слабость торгово-экономических контактов во многом определила неразвитость отношений Советского Союза с Таиландом на других уровнях, в силу чего наши страны рассматривали друг друга как неприоритетного партнера и в области политических и культурных отношений. Ситуация, сложившаяся во второй половине 1980-х гг. может служить подтверждением этого тезиса. Тогда были ликвидированы все политические препоны и преграды и ничто, казалось, не стояло на пути свободного и активного развития советско-таиландских связей, но резкого скачка во взаимоотношениях не произошло. Главной причиной было то, что под отношениями СССР и Таиланда отсутствовал прочный материальный фундамент.

Среди всех направлений двусторонних отношений хуже всего были развиты социокультурные связи. Контакты между общественными организациями, в сфере науки и образования были минимальными. Слишком большая разница в идеологиях не позволяла советско-таиландским отношениям достичь существенного прогресса в этом направлении.

Не смотря на наличие ряда негативных моментов во взаимоотношениях СССР с Таиландом, в целом, важно отметить поступательное развитие двусторонних связей. На каждом этапе советско-таиландских отношений отмечался безусловный прогресс по сравнению с предшествующим периодом. Особенно активно развивалось сотрудничество СССР с Таиландом в 1980-е гг., что свидетельствовало о появившейся у сторон взаимной заинтересованности в расширении контактов и сложившейся позитивной тенденции в направлении дальнейшего развития отношений.

На сегодняшний день у российско-таиландских отношений есть хорошие перспективы. РФ в своей внешней политике последовательно проводит линию по расширению взаимодействия со странами ЮВА, в том числе, и с Таиландом. В свою очередь, кабинет министров Таиланда в феврале 1992 г. своим решением признал «российское направление» одним из приоритетных направлений международных связей Таиланда. Развивающееся взаимовыгодное сотрудничество РФ с Королевством Таиланд становится всё более многогранным и обладает потенциалом для дальнейшего поступательного движения. Глобализация и растущая интеграция стран в мировую экономическую систему дают основания предполагать, что наиболее интенсивно двусторонние связи будут развиваться в сфере экономического взаимодействия.


^ АПРОБАЦИЯ НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основные положения и выводы диссертации отражены в 8 публикациях общим объёмом 3,7 п.л., в том числе 1 публикация в реферируемом журнале («Россия и АТР»), в докладах на научных конференциях. Результаты исследования использованы при чтении курса лекций по истории Таиланда в Восточном институте Дальневосточного государственного университета.


^ ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Предисловие - страница 91,
Анализ упоминаемости в сми ромир и конкурентов Обзор сми за 27 февраля 2010 год - страница 21,
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ - Аннотация программы дисциплины История Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет...,
Лао-цзы - 8. Религии в современном мире. Христиане 2 миллиарда человек (33 населения Земли),
5 сентября 1930 - Свердловский хронограф—2010,
Ведьмак, после саги, 1265 год - страница 31,
3. Экономико-правовой анализ деятельности Центрального Банка РФ в сфере управления международным резервом,
Коллегиальный исполнительный орган (правление) кредитной организации - эмитента,
Глава XIII ^ ОХРАНА ТРУДА - Г. В. Сулейманова Трудовое право Учебное пособие,
Україна, 01025, Київ, вул - страница 11,
Авторські права на текст програми "Українська мова, 5-12 кл." належать Міністерству освіти І науки України та авторам програми - страница 6,
Программа редактор Л. Н. Казар Редакционно-издательский отдел Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. Зав редакционно-издательским отделом Н. Ф. Гусарова - страница 3,
Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности 260602 Пищевая инженерия малых предприятий - страница 18,
Вербализация локативных ситуаций в речи детей дошкольного возраста 10. 02. 19 Теория языка - страница 2,
Николай Фёдорович Фёдоров статьи философского содержания печатается по - страница 12,
Мартин Бубер. Два образа веры - страница 10,
2.6. Научные общества, творческие объединения, кружки, секции - Маслова Ирина Станиславовна публичный доклад,
Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с этим закон - страница 3,
Михаэль Лайтман - страница 72,
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится,
З м І стробот и - страница 2,
Анализ информации при приеме год - страница 7,
Не искать никакой науки кроме той, какую можно найти в себе самом или в громадной книге света - страница 12,
«ПСИХОЛОГИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ В ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» - План краткая история выставочной деятельности Роль выставочной...,