Заключение - Http://www koob ru

Заключение
В заключение исследования хотелось бы обратить внимание на некоторые интересные выводы, которые могут быть сделаны на основании предлагаемых в монографии моделей и реконструкций.

Итак, проблемы с обоснованием когнитивной эволюции на основе идеи естественного отбора мне видятся в следующем. Во-первых, если ценное когнитивное качество должно сформироваться в будущем вследствие устойчивого предпочтения особей-носителей ценной мутации, обусловливающей это будущее качество, отбор не может осуществляться на основании этого качества. Не может служить основанием отбора то, что еще не сформировано.

Во-вторых, если мы предполагаем возможность обоснования когнитивной эволюции на базе большей социальной успешности особей-носителей селективно ценной мутации, то и здесь мы сталкиваемся с противоречием: если качество сформируется в будущем, как итог длительной эволюции, оно не может лежать в основе нынешней социальной успешности особи. Кроме того, бульшая социальная успешность совсем необязательно соотнесена с более развитыми когнитивными способностями (об этом свидетельствуют, в частности, данные зоопсихологии).

В-третьих, даже если мы будем предполагать, что случайная мутация, обусловливающая будущее ценное когнитивное свойство имеет непосредственное фенотипическое выражение, и отбор может идти на основании предпочтения фенотипии, то и здесь необходимы уточнения. И прежде всего, селективно ценное преимущество, даже выраженное фенотипически, не может быть подавляющим. А в таком случае, как объяснить, что предпочтение особи-носителя в репродуктивном поведении будет устойчивым, т.е. что такая особь будет предпочитаться постоянно (так же, как и ее потомки) и всеми (или, по крайней мере, большинством)174? Это, как мне кажется, возможно в том случае, если удастся обосновать, что а) на каждом данном этапе эволюции структуры (имеется в виду человек как вид) будущий оптимум уже представлен; б) члены сообщества способны бессознательно распознавать его; и в) психологические механизмы в процессе адаптации сформировались таким образом, что особь, продвигающаяся в направлении оптимума, спонтанно воспринимается как сексуально более привлекательная.

Как возможно спонтанное ощущение того, что тот или иной представитель популяции представляет собой, условно говоря, “вариант”, приближающийся к биологическому (физиологическому, когнитивному, эмоциональному) оптимуму? Я полагаю, что однозначно утверждать здесь что-либо окончательное вряд ли оправданно. Могу лишь высказать следующую догадку.

Вполне возможно, что оптимальная для каждого данного вида структура отличается от всех прочих вариантов более мощной и гармоничной энергетикой. Это, на мой взгляд, вероятно, поскольку в основе формирования гармоничной устойчивой структуры, полученной когда-то на уровне действия универсальных сил, лежало взаимодействие энергий. Затем, в процессе воплощения структуры в физический мир, характер первоначальных энергий, скорее всего, изменяется, поскольку воплощение, как я отмечала, связано с нарастанием инь-составляющей175.

Теперь обратимся к тому этапу эволюции структуры, который связан с рождением отдельных представителей нового вида, т.е. конкретных субъектов. Там, в каждом отдельном случае, будут свои вариации энергий, осуществляемые в рамках того диапазона свободы (разброса вариантов значений), который допускается структурой вида. Все это означает, что, хотя на уровне глубинной реальности была найдена одна-единственная структура, являющаяся оптимумом для данного вида существ, на деле (т.е. в физическом мире), из-за упоминавшихся выше обстоятельств, структуры с таким соотношением энергий не удастся встретить ни в коем случае. Т.е. все то, что будет иметься в физическом мире, хотя и воспроизведет базисные параметры первоначальной структуры, будет в большей или меньшей степени от нее отличаться.

Но изначально найденная структура все же остается оптимумом для данного вида, т.к. именно она лежала в основе воплотившегося в физический мир. Именно она явилась результатом той игры универсальных сил, которая, собственно говоря, и обусловила возникновение нового типа живых существ.

В этой связи я думаю, что энергетическое функционирование изначально найденной структуры было для данного вида существ оптимальным. Все варианты ее воплощения в физическом мире будут менее совершенны именно в энергетическом плане. Любая форма, полученная в результате случайной мутации, если она оказалась по тем или иным причинам, в том или ином отношении, более близкой к оптимуму, окажется энергетически более совершенной. Это выразится в том, что она будет более устойчивой к внешним воздействиям, более пластичной (и в силу этого, легче приспосабливающейся к изменениям условий), она окажется способной функционировать таким образом, чтобы, имея пропорционально меньшее количество поступающей энергии, продуцировать более высокий результат.

Внешним выражением подобных особенностей, как мне кажется, станет бульшая энергетическая заряженность сущности. Окружающими это будет спонтанно ощущаться как более мощная энергетика данного представителя популяции. А далее вступают в действие психологические механизмы. Они, как мне представляется, должны были в процессе эволюции сформироваться таким образом, что бульшая энергетичность ощущается окружающими как бульшая сексуальная привлекательность особи. Это и обеспечит возможность того, что в процессе естественного отбора предпочитаемыми (совершенно спонтанно и устойчиво) окажутся носители благоприятных мутаций, какими бы ни были сами эти мутации, т.е. какие бы будущие свойства они ни обусловливали.

Так и окажется возможным, что случайная благоприятная мутация, которая когда-нибудь, в отдаленном будущем, приведет к формированию адаптивно ценного качества (в том числе, и когнитивного), уже в момент появления первого носителя благоприятной мутации будет ощущаться членами сообщества и устойчиво отбираться. Причем такой выбор, скорее всего, будет неосознаваемым, спонтанным. Просто носители благоприятной мутации, в силу большей близости к видовому оптимуму, будут обладать несколько отличной энергетикой, что и будет ощущаться-переживаться остальными как бульшая сексуальная привлекательность данного конкретного индивида. Именно это обстоятельство и обусловит, как устойчивое предпочтение такой особи в брачном поведении, так и ее больший репродуктивный успех.

Такая модель позволяет сохранить идею естественного отбора, избавившись при этом от несоответствий, о которых я говорила выше.

Коротко подведем итог анализа природы человеческого сознания.

Оно может рассматриваться как производное от универсальной силы “сознание”, участвующей в создании человека как вида. Вот какую цепочку взаимосвязей я здесь вижу. Универсальные силы, действующие на уровне глубинной реальности, формируют структуру “человек”. Поскольку она совершенна и гармонична, она получает автоматическое воплощение в физическом мире. Вещество-носитель физического мира – материя-сознание. Все, что встречается в нем, состоит из сознающей материи или материального сознания, в зависимости от уровня представленности энергий инь и ян в каждом конкретном объекте. Такова же природа и человека. Именно благодаря сущностному единству со всем окружающим, он имеет возможность спонтанного постижения сущности объектов в глубинном внутреннем переживании.

Но в тот момент, когда это средство используется для постижения добра и зла (сущностей, не органичных миру из-за исключительной представленности лишь одного из видов энергии в каждом из них), его внутренняя природа распадается на противоположные начала: несознающую материю и нематериальное сознание. Оба они не органичны миру, в котором все содержит хотя бы зародыш, крупицу противоположного начала, а не исключительно один из видов энергии (одну из противоположностей). С этого момента радикально изменяется не только внутренняя природа человека, но и видение им мира, его отношения с миром, способы постижения. В частности, из-за возникшего несоответствия внутренней природы человека и объектов непосредственное постижение последних в глубинном внутреннем переживании становится невозможным.

Однако выживание требует компенсации этой потери. Средством, позволяющим выявлять сущность предметов, располагая возможностью непосредственно взаимодействовать лишь с их поверхностными проявлениями, и является человеческое сознание. Оно непосредственно связано с идеей самости. Последняя возникает как ответ на новые условия существования человека, когда им утрачена целостность и доминируют тенденции к распаду. Самость призвана обеспечить насильственное, принудительное поддержание стабильности структуры, которая утратила естественное равновесие. Проявлением действия этой силы в сфере мышления и будет специфически человеческое сознание.

Таким образом, сознание человека является компенсаторно-адаптивной стратегией консолидирующего характера: а) оно призвано обеспечить адаптацию человека в изменившихся условиях; б) для этого оно должно обеспечить новые способы постижения сущности объектов; в) эти задачи оно решает в соответствии со своей внутренней природой консолидирующего начала.

Поскольку внутренняя природа субъекта и объектов теперь различна, спонтанное проживание сущности другого в себе больше не возможно. Но “знать” – это, по-прежнему, постичь как часть самого себя. Как же этого добиться? Именно сознание решает эту задачу.

Сознание является янской сущностью. Это следует и из того, что в его основе – одна из противоположностей, возникших в результате диссоциации исходного вещества-носителя (а именно, нематериальное сознание – чистое ян), и из того, что оно является лишь одним из проявлений самости – тоже янского конструкта.

Подобная характеристика указывает на колоссальную творческую способность сознания, а также на его огромную проникающую мощь. Дело в том, что энергия ян – мужская, активная, созидательная. А все объекты физического мира состоят из вещества-носителя, в котором, пусть и в разных пропорциях, но обязательно представлены оба вида энергии, и ян, и инь. Поэтому проникающая сила сознания оказывается выше, чем возможности сопротивляться этому проникновению у любого объекта физического мира. Именно поэтому сознание может быть использовано в роли средства постижения даже тогда, когда объекты внешнего мира оказываются отделены от субъекта внешними оболочками и барьерами.

Кроме того, сознание, преодолевая сопротивление объектов, привносит в них человеческую энергию, со всей его расщепленностью, противоречивостью и дисгармонией. Можно сказать, что человек насильственно кормит внешние объекты той пищей, которую – по собственной воле – испробовал сам (в момент постижения добра и зла). И внешние объекты, как и ранее сам человек, в результате такой операции оказываются заражены той же противоречивостью и дисгармоничностью. В результате их внутренняя природа становится той же, что у человека. Это снова делает возможным проживание сущности объекта в себе, хотя, как видим, и на новой основе.

Таким образом, человеческое сознание действительно производно от универсальной силы “сознание”, хотя связь между ними достаточно отдаленная, а процессы, которые протекали в ходе трансформации одного в другое, достаточно сильно изменили природу последнего по сравнению с его прообразом. Это объясняет, почему человеческое сознание, хотя, безусловно, и обладает ограниченными ресурсами по сравнению с универсальной силой “сознание”, тем не менее, тоже создает собственные структуры, формирует собственную реальность и воздействует, пусть и косвенно, на течение физических процессов.

Таковы, в самом общем виде, некоторые итоги обсуждения в монографии проблем эволюции и сознания. Я отдаю себе отчет в глобальности и необозримости этих тем и не предполагаю, что найдено решение проблем. Тем не менее, я надеюсь, что вопросы, которые я затронула, противоречия существующих подходов, которые я заострила, чтобы стала очевидной необходимость поиска иных вариантов ответов, модели, которые я предложила, все-таки окажутся интересными для читателя.

Примечания

Научное издание


Бескова Ирина Александровна


^ Эволюция и сознание (когнитивно-символический анализ)


Утверждено к печати Ученым советом
Института философии РАН

В авторской редакции
Художник: В.К.Кузнецов
Технический редактор: Ю.А.Аношина

Корректор: А.А.Смирнова



Лицензия ЛР № 020831 от 12.10.98 г.

Подписано в печать с оригинал-макета 00.00.2001.
Формат 70х100 1/32. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.
Усл. печ. л. 0,00. Уч.-изд. л. 11,89. Тираж 500 экз. Заказ № 007.

Оригинал-макет изготовлен в Институте философии РАН
Компьютерный набор: Т.В.Прохорова
Компьютерная верстка: Ю.А.Аношина

Отпечатано в ЦОП Института философии РАН
119842, Москва, Волхонка, 14



1Это связано с тем, что символ, по самой своей природе, представляет собой конструкт, используемый для репрезентации с помощью обыденных средств человека тех пластов реальности, которые превосходят его обыденные возможности постижения.

2Несмотря на декларируемую адаптивную ценность особей с запретом на инцестное поведение.

3“Известна ли нам какая-либо генетическая ситуация, в которой происходит быстрый выход из "опасного" состояния гетерозиготности, скажем, всего за два поколения? Такая ситуация может создаваться, когда брат и сестра наследуют от одного из своих родителей одну и ту же перестройку и производят в инцестном браке гомозиготное потомство. В этой группе гомозигот фертильность опять была бы нормальной, тогда как скрещивания в общей популяции дали бы только гетерозиготных потомков, имеющих пониженную плодовитость. Следовательно, этот механизм воздвиг бы эффективный репродуктивный барьер, что создало бы наилучшие условия для постепенного становления нового вида… Может ли быть так, что новые виды приматов берут начало от одной пары особей? Или более конкретно: реально ли, что все человеческие существа происходят от одной предковой пары? Как это ни удивительно, миф об Адаме и Еве как паре прародителей человечества может со временем получить научное обоснование”. – Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. М., 1990. Т. 3. С. 14-15.

4Зона Брока и зона Вернике – участки мозга, связанные с продуцированием и распознаванием речи.

5Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Т. 3. М., 1990. С. 33-34.

6Подчеркну: в естественных условиях, а не в условиях лабораторного эксперимента!

7Т.е. доминантных, представителями которых у людей и окажутся вожди племени.

8Подчеркнем: именно внешнее, а не способность заботиться о самке и о потомстве (как пишут в англоязычной литературе, “склонность выполнять социальный контракт”), не меньшая (или большая – кому что нравится) агрессивность, не особые душевные или мыслительные достоинства, а именно особенности внешнего облика.

9Lumsden Ch., Gushurst A. Gene-Culture coevolution: Humankind in the making // Sociobiology and Epistemology. Dordrecht, 1985. P. 9.

10Солбриг О., Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция. М., 1982. С. 267.

11Так Э.Уилсон утверждает, что различные формы верований будут удерживаться и распространяться в сообществе, если они способствуют повышению адаптивных возможностей человека. Т.е. их полезность должна обнаруживать себя как совокупный результат в целом возрастающей приспособленности членов сообщества (Wilson Е.О. On Human Nature. Cambridge-L., 1978. P. 175).

12Адаптивная ценность связана с более высокой интенсивностью размножения, или относительно более высокой выживаемостью потомства, или такой ситуацией, когда совокупный эффект смертности и скорости размножения выражается в увеличении числа выживающих потомков.

13Wilson E.O. On Human Nature. P. 176-177. Ср. также: “Мозг существует, т.к. он обеспечивает выживание и умножение генов, направляющих его формирование. Сознание есть средство выживания и размножения, а разум – это лишь одна из разновидностей техники” (Wilson Е.О. Sociobiology: New Synthesis. Cambridge, 1975. P. 2).

14Это ограничения, налагаемые на возможные пути развития мыслительных структур субъекта его генетическими предрасположенностями.

15Lumsden Ch.J., Gushurst A.C. Gene-Culture Coevolution: Humankind in the Making // Sociobiology and Epistemology. P. 7.

16Bouchard Th.J. Whenever the Twain Shall Meet // The Sciences. Sept./Oct. 1997. P. 54.

17Ruse М. Evolutionary Epistemology: Can Sociobiology Help? // Sociobiology and Epistemology. Boston, 1985. P. 252.

18“Теория, наиболее широко распространенная среди биологов, заключается в том, что индивиды эволюционировали, чтобы максимизировать вероятность выживания не для себя, а для их генов, и что они достигали этого за счет репродукции и передачи потомкам и другим носителям их собственных генов”. – Alexander R.D. The Biology of Moral Systems. N.Y., 1987. P. 38.

19“Обсуждение культуры в этом эссе осуществляется в терминах поведения, а не идей, верований и чувств, потому что именно поведение влияет на репродуктивный успех непосредственно. Идеи, верования и чувства, с точки зрения поведенческой биологии, важны в той мере, в какой они воздействуют на поведение”. – Irons W. Cultural and biological success // Evolutionary Biology and Human Social Behavior: An Anthropological Perspective. North Scituate, 1979. P. 9.

20“Совершенно разные множества приблизительно одинаковых (близких) механизмов могут вести к тому, что оказывается одной и той же целью у разных индивидов или разными целями у того же самого индивида в разное время и в разных обстоятельствах”. – Ibid. P. 18.

21Symons D. A critic of Darwinian anthropology // Ethol. Sociobiology. 1989, 10. P. 131-144.

22Crauford Ch. Evolutionary psychology: Counting babies or studying information-processing mechanisms // Evolutionary perspectives on human reproductive behavior. N.Y., 2000. P. 24-25.

23Hass R.G., Chudhary N., Kleyman E., Nussbaum A., Pulizzi A., Tison J. The relationship between the theory of evolution and the social sciences, particularly psychology // Evolutionary perspectives of human reproductive behavior. N.Y., 2000. P. 11.

24Ibid., P. 11.

25Адаптации понимаются как “множества процессов решения, которые делали для предковых организмов возможным анализ в терминах издержек-преимуществ, осуществлявшийся в ответ на специфическое множество параметров среды, и которые организовывали конечные процессы согласно этим параметрам таким образом, чтобы гены, опосредующие адаптацию, могли выжить и репродуцироваться в состязании с альтернативными генами”. – Crauford Ch. Evolutionary psychology: Counting babies or studying information-processing mechanisms. N.Y., 2000. P. 26.

26Поскольку нас в данном случае интересует возможность объяснения когнитивной эволюции за счет фенотипической специфичности особи-носителя, случайная мутация Х должна быть такова, что в плане внешности особи-носителя она проявится в виде качества Р, но она же (в перспективе) будет лежать в основе нового когнитивного свойства.

27А дальше уже вступают в действие психологические механизмы, обеспечивающие восприятие таким образом выделенной (распознанной) особи как особенно привлекательной для брачного взаимодействия.

28Chandler J.L.R., Van De Vijver G. Preface // Closure. Emergent organizations and their dinamics. N.Y., 2000. P. IX.

29Van De Vijver G. Identification and psychic closure. A dynamic structuralist approach of the psyche // Closure. N.Y., 2000. P. 2.

30Князева Е.Н. Топология когнитивной деятельности: синергетический подход // Эволюция, язык, познание. М., 2000. С. 227.

31Взаимовлияние и взаимосвязь телесного и психического в человеке, отражение внутренних, ментальных, характеристик во внешнем облике рассматриваются в психосоматике и психологии телесности.

32Надо иметь в виду, что связь психического и телесного не является односторонней и не ограничивается влиянием психики на тело. Постепенно устойчивый способ реагирования становится автоматическим и вызывает соответствующий отклик на ментальном уровне.

33Все эти вопросы детально прорабатываются в психологии телесности в связи с возможностью вызывать благоприятные психологические изменения, воздействуя на мышечную структуру человека. В частности, специалисты выявляют корреляции между внешним видом субъекта, характерными для него паттернами мышечного реагирования (включая предпочитаемые позы и телодвижения), а также фундаментальными параметрами личности (личностный тип, пережитые психотравмы и даже среда, в которой человек формировался). См., например, Лоуэн А. Предательство тела. Екатеринбург, 1999;
частью, отвечающей за ковкость, считали ртуть - План Немного техники. Водород как топливо,
Аналітична оцінка рівня економічної безпеки підприємства - Економіка підприємств Покропивний Поняття, цілі І напрямки...,
Перспективний план діяльності Зміївської районної державної адміністрації на 2012 рік № - страница 2,
Часть решения проблемы - Анонимные наркоманы,
Докладу на тему: «Оптика микроструктурированных и фотонно-кристаллических волокон новое направление исследований отдела крос»,
Решением Межгосударственного Совета - страница 5,
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – ркмчп - страница 4,
Кредиты дали «Крейн»/ - Проблемы с кредитами на образование не скажутся на обучении студентов,
Российские сми о мчс мониторинг за 25 мая 2011 г - страница 29,
Глава I. Миссия Церкви в первые три века - Михаил Эммануилович Поснов (1874-1931),
И оглянувшись вновь, со всех сторон,
Кузнецов Б. Г. Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие. 5-е изд - страница 33,
*   *   * - Содержание: Классическая йога Перевод с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы,
О ТОМ, КАК НАШИ ГЕРОИ УЗНАЛИ КОЕ-ЧТО ВАЖНОЕ - Льюис хроники нарнии. Письма детям. Статьи о нарнии,
Комплексна державна програма енергозбереження України Список прийнятих скорочень апк - страница 19,
5.3.4. Комитет поддержки и развития малого и среднего - Отчет об исполнении плана социально-экономического развития...,
Секция «Модернизация профессионального образования и инновационное и технологическое развитие регионов России»,
Кафедра электронных средств автоматизации и управления тусур,
Лоренс Стерн Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена - страница 29,
Е Совета Безопасности определяется его функциями как органа, на который возложена «главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности» п,
Уровни рассмотрения ос - страница 4,
Программы 6 Гора Волчиха и Волчихинское водохранилище 6 Тальков камень (Природный парк Бажовские Сказы) 7 Скалы Чертово Городище и озеро Песчаное 8 - страница 8,
Интуитивно-логический экстраверт (Искатель, Дон Кихот) - Екатерина Сергеевна Филатова Личность в зеркале соционики,
Автоматизация и управление - Журнала «Известия спбгэту "лэти"»,