Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся - Программа внеурочной деятельности «мир, в котором я живу»

Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся


1 класс

(34 часа из расчёта 1 час в неделю)


^ Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне3

^ ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)

Речь в жизни человека.

Знакомство с учебной тетрадью.

1

Объяснять значение речи, общения в жизни людей (Н).

Познакомиться с учебником (Н).

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях (П).

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения (П).

Объяснять, зачем нужны вывески (Н).

Различать вывески – слова и вывески-рисунки (Н).

Обозначать вывески некоторых магазинов, кафе и т.д. (Н).


Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.


2

Вывески, их информационная роль.

1

^ РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА

Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.


2


Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства (Н).

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить (Н).


Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.



Давайте договоримся

1

^ РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ

Говорим – слушаем, читаем – пишем.



1

Называть виды речевой деятельности (Н).

Различать устную и письменную речь (П).

Устная речь. Громко–тихо.

Быстро–медленно.

Узнай по голосу.


Правила разговора по телефону.


Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.


2


1


2

Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях (Н).

Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д. (Н).

Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре (Н).

Моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения (Н).

Называть средства несловесного общения (Н), объяснять их значение при устном общении (Н).

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н).

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях (П).

Моделировать своё речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения (П).

Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре (Н).

Называть правила вежливости при разговоре (Н).

Объяснять, почему их следует соблюдать (Н).


Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях (П).

Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения (П).

Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.

Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д.

Прощаемся в разных ситуациях общения.



1

Правила вежливого поведения во время разговора.


1


Благодарим за подарок, услугу.


Повторение и обобщение.


1


1



^ ТЕКСТ (II часть – 17 часов)

Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки.


4

Различать текст и набор предложений (Н).

Определять тему текста (Н).

^ Объяснять роль заголовка (Н).

Озаглавливать текст (Н).


Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм извинения в разных случаях (П).

Моделировать своё речевое поведение в зависимости от ситуации извинения (П).

Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте (Н). Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях (Н).

Выделять незнакомые слова в тексте (Н).

Выяснять значение непонятных слов (Н).

Определять основную мысль текста (Н).


Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте (Н).


Выделять начало, основную часть, конец текста (Н).

Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях (Н).

Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач (П).

Называть изученные признаки текста (Н).

Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года (Н).

Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей

(Н).


^ Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Для реализации задач обучения риторике были изданы учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). Эти учебные пособия (для 1, 2, 3, 4-го классов) активно используются учителями с 1992 г. и получили гриф «Рекомендовано» Министерства образования РФ. Они являются необходимым компонентом средств обучения риторике.

Кроме методических рекомендаций, изданных к каждому классу, учителям можно посоветовать познакомиться с методическими пособиями:

К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.

Кроме того, эти средства позволяют разнообразить

– виды деятельности учеников на уроке;

– приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);

– процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.

Приведём примеры работ при использовании компьютера:

При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.

Технические средства на уроках риторики широко привлекаются также при создании:

Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.

Спортивно-оздоровительное направление "Планета здоровья".

Занятия проводятся учителем начальных классов при участии АКОО "За добрые дела" с привлечением медицинских специалистов.

Количество часов в неделю - 1 час.

Цель: формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие двигательной деятельности.

Задачи:

Содержание работы педагога:

- изучение физического и психологического здоровья учащихся;

- изучение методик диагностики перегрузки учащихся и влияние их на здоровье;

- организация просвещения школьников, родителей в области гигиены, проведение антинаркотической и антиалкогольной пропаганды. Разъяснение последствий вредных привычек для человеческого организма;

- проведение профработы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков поведения в экстремальных ситуациях;

- сотрудничество с представителями общественных организаций по предупреждению школьного нездоровья;

Формы работы:



^ Спортивно-оздоровительная программа "Планета здоровья".

Начальное общее образование.

1 класс

(возрастной диапазон: 6- 8 лет; срок реализации – 1год)


Пояснительная записка

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. - стрессовая педагогическая тактика;

  2. - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

  3. - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

  4. - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

  5. - провалы в существующей системе физического воспитания;

  6. - интенсификация учебного процесса;

  7. - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

  8. - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

  9. - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоро­вья, чем от 15 лет до 60.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Планета Здоровья».

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе.

Задачи:

Данная программа строится на принципах:

При этом необходимо выделить практическую направленность курса

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия носят научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 3 года.

Количество учащихся составляет 15 человек.

Режим проведения занятий:

^ 1-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю, 8 часов в месяц).

2-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю, 8 часов в месяц).

3-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю, 8 часов в месяц).

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие по валеологии для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие по валеологии должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

^ В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

Учащиеся должны знать:



^ Учебно-тематическое планирование

1 год обучения






Наименование

разделов


^ Всего часов

В том числе

Вид деятельности

Форма

контроля

Т/з

п/з

с/р







1

Вводное занятие по валеологии

«Здравствуйте!»

1




1




Тренинг общения




2

«Человек – часть Вселенной».


1

1

1




Проектная деятельность «Мой мир»

Защита проекта

3

«Страна чувств и эмоций».


2

1




1

Игра-путешествие.

Конкурс на лучшую памятку «А ты пробовал не злиться?»

4

«Я и моя семья».

2




1

1

Круглый стол




5

«Я и мои друзья»

2




1

1

Тренинг общения




6

«Я и мой организм»

2




1

1

Встреча с медицинским работником

Составление паспорта здоровья.

7

«Я изучаю себя»

2

1

3

2

Инсценирование сказки




8

« Мои физические возможности»

2

1




1




Защита мини-проекта «А вам слабо?!»

9

«Дышите на здоровье»

Правила дыхания

2

1

1






Тренинг дыхания





10

Секреты здоровья в скороговорках

1




1

1

Практикум

Конкурс скороговорочников

11

«Хилый в шубу – здоровый на мороз»

Секреты закаливания

2




1

1

Встреча с педиатром




12

Профилактика травматизма

Причины травматизма младших школьников в школе

2



1

1




Исследовательская работа «Поведение ученика во время урока и на перемене»

Отчёт по исследовательской работе

13

Оказание первой доврачебной помощи при травмах

1

1







Практикум под руководством медицинского работника школы




14

Нарушение осанки

2

2

2

2

Разучивание кинезиологических упражнений




15

Точечный массаж.

Роль массажа в здоровье человека.

Приёмы массажа для укрепления мышц и нервов

2

1


1




Подготовка презентаций




16

«Помоги себе сам»

Психофизическая тренировка

2

1

1




Психогимнастика




17

«Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»

Физические упражнения в жизни младшего школьника

1




1




Комплекс физических упражнений




18

«Кто сколько жует – тот столько живет»

Правильное и рациональное питание.

Правила питания

1




1




Составление памятки «Правила питания»




19

«Страна Витаминия»

Роль витаминов в питании младшего школьника

1




1




Практикум «Витамины нашего сада и огорода»




20

Разнообразие пищевых продуктов

1




1




Составление меню «Меню младшего школьника»

Составление меню

21

Правильное питание – это рациональное питание?

1




1




Встреча с врачом




22

«Азбука здоровья»

1







1

Игра-путешествие.




Всего: 34


Художественно-эстетическое направление «Мир прекрасного».

Занятия проходят на базе МОУ «СОШ № 24» в специально оборудованных помещениях с участием педагогов ЦДТ.

^ Направление представлено:

Количество часов в неделю - 1 час (вокал, хореография).

Цель: популяризация художественно-эстетического творчества, раскрытие и развитие новых способностей обучающихся в области творчества и художественного вкуса, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности.

Задачи:

Формы работы:

Основные мероприятия по реализации направления «Мир прекрасного»



Модули

Формы

Ожидаемые результаты

1.

«Ритмы и танцы»


Занятия в хореографической студии «Озорницы»:

  • Элементы музыкальной грамоты.

  • Азбука танца (элементы партерной гимнастики, классического танца, танцевальные формы).

  • Танцевальные этюды и танцы.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций.

Развитие чувства прекрасного, интереса к культуре Отечества и мировой культуре.

Умение найти свое место в творчестве.

Массовое участие в культурном досуге.

2.

«Консонанс»

Занятия в вокальной студии «Консонанс»:

концерты в школе, благотворительные концерты в детских домах, школьные фестивали песни, концертные программы, творческие отчёты.

Воспитание восприятия музыки, ее характера, развитие музыкально-выразительных представлений, творческой активности, воспитание чувства ритма, музыкально-ритмической памяти и освоение структуры музыки.



Гражданско - патриотическое направление «Моя Россия».


Занятия проводит учитель начальных классов на базе МОУ «СОШ № 24» в учебном кабинете и школьном музее Боевой Славы, привлекается руководитель музея.

Количество часов в неделю - 1 час (1 раз в месяц выездные экскурсии по городу, посещение достопримечательностей, музеев, театров, выставок).

Цель: формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, готовности к активному проявлению значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества.

Задачи:

Формы работы:



Основные мероприятия

по реализации направления «Моя Россия»:




Модули

Формы

Ожидаемые результаты

1

«Я – гражданин»

Беседа, конкурс рисунков, урок – путешествие, учебный диалог, презентация, экскурсия.

Проявлять интерес к своей стране; иметь понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; уважительно относиться к символам государства; гордиться своей Родиной.

2

«Живые страницы прошлого»

Урок – путешествие, викторина, учебный диалог

Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества. Развитие интереса к окружающей жизни людей, к истории и географии.

3

«Прошлое рядом»

Заочное путешествие по городам – героям, Устный журнал, экскурсия, проект.

Пополнение знаний школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; чувство гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам Отечества.



^ Программа духовно-нравственного воспитания «Юный патриот»

Начальное общее образование.

1 класс

(возрастной диапазон: 6- 8 лет; срок реализации – 1год)


Пояснительная записка

Начальная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Спецкурс «Юный патриот» носит личностно ориентированный характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу, посёлку Кирова, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.

На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.

При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Юный патриот» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.

В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воины, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.

Занятия курса разделены на теоретические и практические.

В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.

Изучив курс «Юный патриот», учащиеся должны знать:

Должны уметь:

«эксперимент в банке» и «эксперимент с преодолением трой­ного кольца охраны» - Китаев Современный «метод»,
Жилищное строительство - Об утверждении программы Архангельской области по оказанию содействия добровольному переселению...,
§ Основные понятия и теоремы Пункт Деление с остатком - страница 2,
5. 2. Харківський НДІ лісового господарства відзначає 80-річчя ++ - 1. На Житомирщині службовці завдали збитки державі...,
Ежеквартальный отчет открытое акционерное общество "Электромашиностроительный завод "лепсе" Код эмитента - страница 6,
Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010 2015 годы)" (далее именуется программа - страница 47,
Психосоматические функциональные синдромы - А. Б. Хавин Сидоров П. И., Парников А. В. С34 Введение в клиническую...,
Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ - Российская федерация кодекс российской федерации об административных...,
Товариство з обмеженою,
Лекция 6(b),
Годовой отчет открытого акционерного общества «Омский завод металлоконструкций» - страница 7,
Программа Архангельской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников - страница 21,
Основная рекомендуемая литература - Учебное пособие по курсам "Мировая экономика", Междунар,
Отчет о результатах самообследования образовательного учреждения - страница 21,
Отчет о результатах воспитательной деятельности на факультете Экономики предприятия и управления бизнесом - страница 23,
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАХТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ - Концепция профилактики злоупотребления психоактивными...,
2. Врикшасана - Комплекс 1-го дня 135 Комплекс 2-го дня 140,
Глава 13. Модели хаоса и катастроф 13.1. Математическая модель катастрофы "сборка",
План впровадження досягнень медичної науки в практику охорони здоров’я головного управління охорони здоров׳Я - страница 6,
Правила оформлення роботи 15 розділ методичні рекомендації щодо написання науково-дослідницьких робіт (відділення філософії та суспільствознавства, історико-географічне) 19 - страница 4,
Российские сми о мчс мониторинг за 11 октября 2011 г - страница 21,
Українська Зернова Асоціація - страница 4,
Показатели торгового и бытового обслуживания населения района - Муниципальная целевая программа социально-экономического...,
Рольф Йенсен. Общество мечты,