Библиографический список - Научно-исследовательский институт проблем каспийского моря


^ Библиографический список

  1. Ведомости Верховного Совета СССР. № 37, 1944.

  2. Гойхбарг А.Г Брачное, семейное и опекунское право советской республики. М 1920.

  3. Григоровский С. Сборник церковных и гражданских законов о браке и разводе, узаконение, усыновление и внебрачные дети. С-Пб, 1909.

  4. Декрет СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» 18.12.1917.

  5. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР (СНК) об отделении церкви от государства и школы от церкви. 1917.

  6. Кодекс законов о браке, семье и опеке. 1934.

  7. Кодекс законов об актах гражданского состояния. 16.09.1918.

  8. Кодекс РСФРС о браке, семье и опеке. 19.11.1926.

  9. Обязательные постановления Астраханского Губисполкома от 24.04.1922 г., от 19.06.1923г., от 10.07.1924г., от 05.10.1925г., от 29.12.1927г. Архив ЗАГС.

  10. Указ Президиума Верховного Совета СССР (в дополнение Кодексу) об усыновлении. 08.09.1943.

  11. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении госпомощи беременным, об установлении почетного звания «Мать-героиня». 08.07.1944.

А.О. Тюрин

ОГУК «Астраханский государственный объединенный

историко-архитектурный музей-заповедник»

^ ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНИ В КОНЦЕ 1920-Х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГОДОВ


С 1928 года советское общество в том виде, как оно сложилось во время НЭПа, начинает претерпевать ряд изменений. Процессы индустриализации и коллективизации формировали новое общество, ломая старые обычаи и уклад жизни, преображая целые общественные классы. В этот период происходили коренные перемены, которые обусловили в решающей мере будущее развитие страны.

С началом индустриализации и коллективизации бурно, как взрыв, началось разрастание городов. Отток населения из деревни в город повлек за собой существенные изменения в природе двух главных классов советского общества – рабочих и крестьян. Численность пролетариата росла стремительно и становилась гораздо больше, чем предусматривалось всеми прогнозами.

Если в 1926 году в городах проживало 18% населения страны, то в 1939 году – уже 32%. В Астрахани количество городского населения за десять лет с 1926 по 1936 год увеличилось на 155,5% (7. С. 182-183). При этом, между 1927 и 1938 годами прирост городского населения естественным фактором обеспечивался всего лишь на 18%. Таким образом, увеличение количества городского населения в основном происходило за счет миграции из села (1. С. 22-23).

В основном в структуре городского населения происходило увеличение рабочей группы. Численность пролетариата выросла почти вдвое: с 8,5 млн. человек в 1932 году до 15,9 млн. человек в 1939 году (1. С.268). Профсоюзная перепись 1932-1933 годов показывала, что в целом по стране пополнение рабочего класса произошло за счет крестьян на 45,1%, рабочих – 48,5%, служащих – 4,9%, кустарей – 1,3%, прочих и нетрудовых элементов – 0,2% (5. С.116-117).

По Нижневолжскому региону профсоюзная перепись по некоторым отраслям приводит следующие данные: в профессиональном союзе промышленно-коммунального строительства пополнение за счет крестьян в 1927 году составило 4,7%, а в 1932 году – уже 7,4%; в профсоюзе мукомольной промышленности, соответственно, процент выходцев из деревни возрос с 52% до 65,3%. Аналогичное положение наблюдалось и по многим другим городским профсоюзам (5. С.94-95).

Важным итогом первой пятилетки явилось более широкое вовлечение в промышленное производство женщин. За годы первой пятилетки количество женщин, работавших в различных отраслях народного хозяйства региона, удвоилось. Например, количество женщин занятых в промышленности Нижневолжского края к общему количеству рабочих на 1 января 1929 года составляло 17%, а на 1 января 1932 года – 29,7%. Аналогичная картина наблюдалась в Астрахани. Однако в результате отсутствия плановости в деле вовлечения женского труда и собственной неподготовленности, женщины, чаще всего, были заняты на неквалифицированных работах (2. С.148. 9. С.98).

В этой связи все более актуальным на повестке дня встает вопрос о повышении образовательного уровня, прежде всего специального, среди женщин. 1 августа 1928 года ЦК ВКП(б) выпускает постановление «О положении девушек в производстве, в школе и о работе комсомола среди девушек», которое было призвано усилить вовлечение девушек в производство, в школы ФЗУ, в индивидуально-бригадное ученичество, установив контроль за распределением девушек на работу в соответствии с квалификацией (8. С.455-456).

В Астраханском округе в 1933 году всеми формами обучения было охвачено 4504 женщины. При этом процент женщин, к общему числу обучающихся, составлял в вузах 68,6%, техникумах – 42,9%, а в школах ФЗУ – 34,3% (11. С.26).

Параллельно с получением профессионального образования, женщина наравне с мужчиной должна была стать активным членом советского общества. На I партийной окружной конференции, которая состоялась в Астрахани в августе 1928 года, докладчик критиковал коммунистов за их отношение к женщинам: «Часто бытовая сторона коммунистов мало, чем отличается от быта рабочих: пьют, избивают своих жен, гоняются за ними с револьверами. Вообще, отношение к женам наших партийцев безобразное – бросают своих жен из работниц и пережениваются на более культурных, надменных полубуржуйках, которых можно видеть в театрах, восседающих на первых местах» (ГАСД АО. Ф.6. Оп.1. Д.1. Л.75).

С аналогичной критикой выступил сотрудник правительства Муклевич в 1928 году в Астрахани: «У нас законы признали женщину равноправной, а на деле она не имеет равных прав с мужчиной. Я наблюдал семьи ответственных и неответственных товарищей, равноправия в них нет, мужчина командует, а женщина подчиняется» (ГААО. Ф.6. Оп.1. Д.307. Л.86).

От женщин требовалась так же стойкая патриотическая позиция. Например, резолюция конференции астраханских общественниц, которая состоялась в марте 1929 года, гласила: «Конференция общественниц все свое внимание заостряет на практической помощи женщин обороноспособности страны. Все как одна в Осоавиахим, в военно-санитарные и стрелковые кружки» ( ГАСД АО. Ф.12. Оп.1. Д.28. Л.155). Местные власти строго следили, чтобы неуклонно росло количество женщин в исполнительных и представительных местных органах. Например, в Астрахани количество домохозяек в горсовете в 1926 году составляло 12 человек, а в 1928 году – 27 (ГААО. Ф.6. Оп.2. Д.140. Л.6).

Работа, направленная на вовлечение женщин в производство и общественную деятельность, способствовала усилению их роли в социально-экономической, культурной и политической жизни региона. Женщины становились социально мобильными, тем самым, изменяя количественно и качественно социальные категории, входящие в структуру городского населения.

Попутно происходило массовое омоложение рабочего класса: уже к 1932 году возраст 38% рабочих был меньше 23 лет. На 1 июля 1935 года в крупной промышленности страны молодых людей в возрасте от 16 до 23 лет насчитывалось около 2216 тыс. человек или 31%. Молодых инженерно-технических работников от общего количества ИТР составляло 12%, а среди служащих процент молодых специалистов доходил до 25% (4. С.136-140). В Астрахани на консервном комбинате трудилось 43,4% молодых людей, а на судоремонтном заводе им. Сталина – 36,6%(9. С.97). Многие молодые люди были выходцами из сельской местности.

Таким образом, в годы первой пятилетки в структуре городского населения происходило увеличение пролетарской социальной группы во многом за счет мигрантов из деревни. Так же внутри рабочей группы наблюдались изменения по половому и возрастному признаку. В его составе выросло количество женщин и молодежи, которые так же в большинстве своем были из деревни.

С началом процесса форсированной индустриализации шло формирование новой социальной опоры советского строя, посредством процесса выдвижения. Процесс выдвижения в первую очередь использовался для формирования слоя «новых» советский служащих, включая интеллигенцию, по большей части техническую. Чаще всего выдвигали представителей рабочего класса, невзирая на возраст и послужной список. Молодые люди, с соответствующим социальным происхождением, направлялись в вузы или на ускоренные курсы, где из них готовили будущих управленцев.

Первые шаги по выдвижению были предприняты в 1925 году. В ЦК РКП(б) состоялось совещание заведующих организационными отделами наркоматов, по результатам которого была принята резолюция «О выдвижении и вовлечении в государственную, хозяйственную и общественную работу партийных и беспартийных рабочих и крестьян». Призыв партии нашел широкий отклик, и процесс выдвижения пошел широкими темпами.

При выдвижении на вышестоящую должность в первую очередь обращали внимание на социальную принадлежность (в основном из рабочих) и партийность. В связи с массовым вовлечением женщин в социально-экономическую жизнь страны, власть так же требовала увеличения их количества посредством выдвижения.

Например, количество выдвиженцев за 1928 год по Астраханскому окружному отделению профессиональных союзов выглядело следующим образом: «Всего выдвинуто 126 человек, из них на советскую работу – 6 человек, на административно-хозяйственную – 107, на кооперативную – 9, в профсоюзы – 4 человека. Из них партийные составляли – 59 человек, членов ВЛКСМ – 9, беспартийных – 58 человек. В этом составе рабочие составляли 97 человек, женщин – 20 человек» (ГАСД АО. Ф.6 Оп.1. Д.22. Л.56).

Параллельно с процессом выдвижения осуществлялись многочисленные «чистки» кадров в организациях и на предприятиях. Целью этих мероприятий являлось искоренение «чуждых элементов» и посредством выдвижения увеличение «рабочий прослойки», то есть выходцев из пролетариата.

Например, в Астрахани президиум Районного комитета водников (Райкомвод) предлагал следующее: «В связи с прошедшей чисткой аппарата АЦРК (Астраханского центрального рабочего кооператива) и директивами вышестоящих партийных и профсоюзных организаций об укреплении аппарата рабочими с производства, президиум Райкомвода предлагает через группы кадров произвести выдвижение лучших рабочих, желательно ударников, по следующей разверстке: Местком №1 – 4 человека, МК №2 – 4 человека, МК №3 – 4 человека… Товарищи пойдут на должности заведующих магазинами, помощниками заведующих магазинами, с окладом от 120 до 150 рублей» (ГААО. Ф.1727. Оп.1. Д.1128. Л.30).

Стоит отметить, что «чистки» кадров в АЦРК проводились регулярно, особенно, в связи с «астраханским делом». Но несмотря их постоянное осуществление ситуация в сфере снабжения населения продуктами и в общественном питании ухудшалась. Власть опять искала виноватых, в очередной раз проводила «чистки», но желаемого результата не достигала.

Этому свидетельствуют статьи в многотиражном издании «Кооперативный работник». Так в статье «Рабочая критика была не нужна» от 1 мая 1930 года говорилось: «На днях в зале ЦРК проходили чистку работники торгсекции, и не было ни одного рабочего. Аудитория состояла из 40-50 человек «самоочищающихся». На замечание одного товарища об отсутствие рабочих, председатель ответил: «Не учите комиссию!».

Далее в статье корреспонденты приводили примеры сотрудников АЦРК, которых следовало «почистить»: «В магазине №30 служит кассиром Г…, который в 1925-26 годах на Трусово имел бакалейную лавку и содержал пивную», «На пароходе «Доргомыжский» заведующий буфетом бывший духанщик. Он эксплуатировал рабочую силу», «Может ли быть полезным в работе кооператива Г… (он работает в магазине №24), ранее имевший галантерейную торговлю на Больших Исадах» (3. №3).

Уже через месяц в статье «Чистка торгсекции ЦРК закончена. На очереди чистка управленческого аппарата» многотиражка рапортовала об успехах: «Всего чисткой было охвачено 1500 человек: 1000 человек прошли открытую и 500 человек закрытую чистку. В результате чистки торгсети снято 16 человек по социальному происхождению. В порядке выдвижения предполагается послать 20 человек на ответственные должности и в порядке орабачивания – 95 человек» (3. №5).

В августе 1930 года многотиражка констатировала следующую ситуацию в АЦРК: «За год аппарат правления АЦРК дважды подвергался чистки, в то время как актив, полученный в наследие от «астраханщины» еще не тронут. Согласно планам общий состав актива должен иметь рабочую прослойку не менее как 80%, из них женщин довести до 25% и партсостав до 60%» (3. №10). В дальнейшем, несмотря на увеличение рабочих кадров в АЦРК, чистки продолжались, а недостатки в торговли и общественном питании опять списывались на «врагов».

Часто выдвиженцы кардинально меняли профессиональную деятельность, а вместе с ней и социальный статус. Так в 1930 году на заседании президиума Астраханского Райкомвода рассматривался вопрос о: «Назначении слесаря ремонтных мастерских завода им. III Интернационала товарища К… на должность начальника филиала школы ФЗУ №3». Президиум постановил: «Согласиться с назначением товарища К... на должность начальника филиала школы ФЗУ №3». Собрании Местком №1 Астраханского Райкомвода постановило: «Выдвинуть на должность завхоза больницы Окрздравотдела товарища А…– матроса парохода «Память Ильича» (ГААО. Ф.1727. Оп.1. Д.1128. Л.9, 224).

На заседании бюро Селенского РК ВКП(б) Астрахани рассматривался вопрос о выдвижении на должность управляющего завода им. Ф. Энгельса товарища Г…, члена ВКП(б), рабочего с низшим образованием. Бюро постановило: «С выдвинутой кандидатурой согласиться и обсудить на широком производственном совещании» (ГАСДАО. Ф.14. Оп.1. Д.61. Л.79).

Стоит отметить, что процесс выдвижения нередко превращался в очередную «кампанейщину», так как многие рабочие выдвигались в административном порядке. Поэтому многие выдвиженцы вскоре просили освободить их от новых должностей по разным причинам. Чаще всего выдвиженцев не устраивала заработная плата, льготы или они не справлялись с возложенными на них обязанностями в силу своей некомпетентности.

Например, в Астрахани рабочего Кузьмина «выдвинули» из железнодорожного депо в члены трудсессии окружного суда с зарплатой в 100 рублей, однако до выдвижения он получал 120 рублей, плюс обеспечивался спецодеждой, бесплатным проездом и льготами на приобретение дров (ГАРФ. Ф.5451. Оп.13. Д.54. Л.65б).

В 1930 году в Астрахани, общее собрание матросов баржи «Зоя» приняло следующее постановление: «Ввиду малограмотности товарища Р… и его личной просьбе, освободить его от должности профсоюзного уполномоченного и выбрать другого» (ГААО. Ф.1727. Оп.1. Д.1134. Л.219).

Все же процесс выдвиженчества приносил свои плоды. Так к 1933 году в составе руководящих кадров и специалистов крупной промышленности Нижнего Поволжья насчитывалось 7153 рабочих, что составляло 49,5% от общей численности инженерно-технического персонала, а из них 59,1% оказались выдвинутыми в 1928 году (ГАСО. Ф.281. Оп.2. Д.132. Л.40об). В целом, в 1933 году в промышленности Нижневолжского региона насчитывалось 594 руководителя предприятий вместе с заместителями и помощниками. В их составе было 268 рабочих, что составляло 45% (12. С.95).

Многие трудящиеся и особенно рабочая молодежь получили старт в карьере именно при помощи процесса выдвижения. В автобиографической повести «Не расти у дороги» астраханский писатель Ю.В. Селенский приводит пример карьеры своего дяди: «Бог весть кем бы стал дядя Сережа при лесопромышленнике Илье Григорьевиче Буракове. Вряд ли он выкупил пакет акций и дошел до коммерческого директора. Но за первые десять лет Советской власти он, как не без гордости сообщала бабка, «взошел в люди». Став сочувствующим, он, как следствие, стал и выдвиженцем. Выдвиженцев было принято учить, и, окончив какие-то скоротечные курсы, дядя Сережа был «воздвигнут» на должность бракера» (6. С.72).

Таким образом, в годы первой пятилетки значительно преобразилась социальная структура населения Астрахани, в первую очередь, за счет структурной социальной мобильности, то есть изменения происходили помимо воли и сознания населения и были вызваны экономическим развитием. В составе городского населения, особенно пролетариата, увеличилось число выходцев из деревни.

Стоит отметить повышение социально-экономической и политической активности женщин, происходила своего рода советская эмансипация. Заметно увеличивалось число молодежи в различных организация и предприятиях, которые также активно принимали участие в жизни советского общества.

Активно проходила так же внутрипоколенная социальная мобильность, которая была связана с изменением статуса в рамках одного поколения людей. В основном этому способствовали процессы выдвижения и многочисленные «чистки кадров». Выдвиженцы и трудящиеся, подвергшиеся «чисткам», часто меняли свою профессиональную или социальную принадлежность, а вместе с этим место жительства, что способствовало распространению горизонтальной социальной мобильности при формировании городской структуры населения. В общем, процессы выдвижения и «чистки» кадров во многом повлияли на изменения в городской социальной группе служащих, в основном заново сформировали ее.

В определенной мере можно согласиться с точкой зрения американской исследовательницы Ш. Фицпатрик, которая считает, что «период нэпа дал возможность вновь образоваться рабочему классу, стали укрепляться другие социальные структуры. Однако затем наступил перелом – первая пятилетка и коллективизация,– который вновь лишил почвы миллионы людей, «ликвидировал» целые классы, вызвал огромный приток крестьян в ряды городской рабочей силы и значительное продвижение наверх представителей старого пролетариата. По сути, общество оказалось деклассированно…» (10. С.19). Во многом это утверждение соответствует периоду первых двух пятилеток.

Однако, в обществе 1930-х годов крайне важно было быть причисленным к какой-либо социальной категории, так как это давало определенные льготы и привилегии. Власть постоянно проводила стратификацию общества по социальному признаку в важнейших сферах повседневной жизни: в образовании, в правосудии, в снабжении продуктами питания, в избирательном праве и т.д. К тому же социальные городские категории существовали, и само населения стремилось самоидентифицировать себя с какой-либо социальной группой.

Процессы изменения в социальной городской структуре населения происходили на протяжении всего периода 1930-х годов. К концу 1930-х годов, после принятия конституции 1936 года, социальная стратификация советского общества упрощается, Деление населения сводилось к наличию рабочих и служащих в городах, колхозников (крестьян) в сельской местности, как самых многочисленных социальных групп. Постепенно исчезали «чуждые элементы» горожан «потомки кулаков», «спецы», «нэпманы», «бывшие», а социальные категории приобрели профессиональный статус.

В целом, с конца 1920-х годов в Астрахани, как и по всей стране, были очень сильно развиты различные виды социальная мобильность среди населения, которые с одной стороны помогали решению экономических задач, стоящих перед государством, с другой эти процессы отрицательно сказывалась на психологической стабильности общества. Многие чувствовали себя «временщиками», так как в любую минуту человека могли повысить в должности или наоборот, «разоблачив», уволить.


Библиографический список

  1. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Основные итоги. М., 1992.

  2. Индустриализация Нижнего Поволжья. 1926-1941 годы. Волгоград, 1984.

  3. Кооперативный работник. 1930. № 3, 5, 10.

  4. Краткий статистический справочник. М., 1936.

  5. Профсоюзная перепись 1932-1933 гг. М., 1934.

  6. Селенский Ю.В. Не расти у дороги. М., 1987.

  7. Социалистическая промышленность РСФСР. Статистический сборник. М., 1967.

  8. Справочник партийного работника. Вып.7. Ч.1. М., 1930.

  9. Статистический справочник Нижняя Волга. 1929-1933 годы. М., 1934.

  10. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. М., 2001.

  11. Фролова Г.И. Партийное руководство развитием трудовой активности женщин (1929 - 1937 гг.) // Из истории социалистического строительства. Вып.7. Саратов, 1978.

  12. Шарошкин Н.А. Изменения в численности и составе рабочих Поволжья в переходный период от капитализма к социализму (1917-1937 гг.) Саратов, 1984.

Н.В.Курьянова

ОГУК «Астраханский государственный объединённый

историко-архитектурный музей-заповедник»

^ ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 – 1945 ГГ.


История народов СССР знает немало фактов проявления патриотизма в прошлом в борьбе с многочисленными врагами нашей Родины. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками. Но никогда прежде патриотизм всего народа не проявлялся с такой силой и не имел такого массового характера, как в годы Великой Отечественной войны. О высокой сознательности советских школьников, их горячем стремлении внести свой вклад в борьбу с врагом свидетельствует тот факт, что только во втором полугодии 1941 г. на заводы, фабрики, стройки пришло 360 тыс. учащихся 8-10-х классов.

Серьёзную помощь народному хозяйству в обеспечении его рабочими кадрами оказали учебные заведения системы государственных трудовых резервов. За годы войны из ремесленных училищ и школ ФЗО на предприятия страны пришли 2,5 млн. молодых рабочих массовых профессий.

Широкое распространение в годы войны на предприятиях страны получило индивидуальное обучение. В ходе совместной работы с опытным наставником только что пришедший на предприятие молодой человек приобретал необходимые производственные навыки, овладевал основами той или иной профессии. В первые же дни войны, когда на фронт ушли сотни корабелов, у станков их заменили подростки. Токарь механического цеха Морского судостроительного завода И.Лебедев был наставником Коли Рогаткина, сына одной из крановщиц. Таких, как Коля на заводе было много, и, работая на станках, мальчишки не только справлялись с планом, но и перевыполняли его. Как и их наставники, мальчишки рвались на фронт, но всё же понимали, что чем быстрее и лучше освоят свою профессию, тем большую помощь окажут Красной Армии. МСЗ, который совсем недавно ремонтировал пароходы и баржи, освоил выпуск ручных гранат, зажигательных бомб, реактивных снарядов и бронекатеров.

Большой вклад в налаживание серийного производства военной продукции внесли комсомольцы и молодёжь всех промышленных центров страны, всех оборонных предприятий. Не остались в стороне от этого важного дела и учащиеся трудовых резервов. Токарем на заводе им. К.Маркса работал Борис Лазарев, обтачивал стальные головки для авиабомб Владимир Застоин. В 14 лет начал трудовую биографию в школе ФЗО завода им. III Интернационала Владимир Кирпичников, затем работал на заводе котельщиком. В 15 лет пришли на завод им. Ленина Аркадий Каплин и Владимир Ларкин. От ученика токаря до сменного механика дока – таков путь А.Каплина за 58 рабочих лет, 52 года проработал модельщиком на родном заводе В.Маркин. В 1942 г. судоремонтный завод им. Ленина подвёргся налёту фашистской авиации, в результате чего были повреждены многие цеха, уничтожено более 60% жилой площади рабочего посёлка. Коллектив завода дружно взялся за восстановление разрушенного хозяйства и строительство жилого фонда. Завод не только был полностью восстановлен, в механическом, инструментальном и литейном цехах были смонтированы новейшие высокопроизводительные и уникальные станки. Во всём этом тоже есть вклад молодых рабочих.

В конце 1942 г. при формировании 28 Армии возникла необходимость изготовления ротных миномётов. Военный заказ получил завод «Рыбосудомотор» («Октябрь») и освоил его за 3 месяца. Отличным мастером своего дела была расточница Маша Лысикова, пришедшая на завод из ФЗУ № 3. Ей была доверена ответственная работа – расточка ствола миномёта. На этом же заводе токарем работал Валентин Кузнецов, слесарем-инструментальщиком – Полла Комарова.

Дополнительным источником возможностей выпуска боевой продукции явилось в годы войны движение под лозунгом «С меньшим количеством рабочих дать больше продукции для фронта». Инициатором его была строгальщица 1-го Государственного подшипникового завода Москвы комсомолка Катя Барышникова. Бригада, которую она возглавляла, по согласованию с администрацией завода была сокращена вдвое. Однако это не помешало оставшимся трём девушкам работать за шестерых и почти вчетверо перевыполнять производственные задания. Высокие показатели были достигнуты в результате уплотнения рабочего дня, одновременного обслуживания двух станков вместо одного, ускорения их работы, а также правильной организации труда.

Опыт молодых москвичек имел большое значение и резонанс по всей стране. Эта инициатива ширилась и среди молодёжи Астрахани. Первой подхватила почин москвичек молодёжная бригада Неморова с судоверфи им. Кирова. Проводив трёх товарищей в Красную Армию, оставшиеся трое выполняли прежнюю норму выработки. В апреле 1944 г. в стране по примеру москвичей работало 15 712 комсомольско-молодёжных бригад, которые высвободили 52 тыс. рабочих. Всего за время войны в этом движении участвовало 20 211 молодёжных бригад. Без снижения объёма выпускаемой продукции они сократили свой численный состав на 74 269 человек.

Исход Великой Отечественной войны во многом зависел от решения такой крупной народнохозяйственной проблемы, как обеспечение армии и тыла продовольствием и сырьём. Учитывая особую важность сельскохозяйственного производства в военных условиях, страна мобилизовала для его укрепления и развития все силы и резервы колхозной деревни.

Весомый вклад в проведение всех сельскохозяйственных работ, обеспечение фронта и тыла сырьём и продуктами питания внесла сельская молодёжь. Сельские комсомольцы в борьбе за высокий урожай выступили с рядом починов, ставших всенародными движениями, такими, как «Девушки – на трактор!», «Комсомольские гектары в фонд обороны», «Сбор запчастей и инструментов для ремонта тракторов и сельхозмашин» и т. д. На призыв комсомольских организаций откликнулись все, кто способен был заниматься сельскохозяйственным трудом. На колхозные поля вышли старики, женщины, подростки, а так же юноши и девушки, работавшие в правлениях колхозов. Тысячи бывших трактористок, работавших не по специальности, вновь вернулись к машинам, заменив мужчин, ушедших на фронт. Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны движение за приобретение квалификации сельских механизаторов охватило более 200 тыс. человек.

С первых дней войны пошла работать прицепщиком в тракторный отряд колхоза «Ленинский путь» 15-летняя А. Вострикова. В отряде было лишь двое взрослых мужчин, два подростка Фёдор Илларионов и Иван Пономарёв, остальными были девушки. Чуть ли не сутками приходилось сидеть, не выпуская из рук рычаги управления. Старые трактора часто ломались, запчастей катастрофически не хватало. Бывало, нужно отвернуть гайку, а сил нет – на помощь приходили другие девчонки. Работали на маломощных колёсных тракторах, которые легко вязли в весеннюю распутицу. И при этом девушки вырабатывали по 1200 – 1500 га мягкой пахоты. В Харабалинской МЖС трактора ремонтировали собственными силами, под открытым небом, в сильные морозы.

Большое число запасных частей к тракторам, комбайнам юные колхозники собирали в ходе регулярно проводившихся воскресников. Эффективность этого движения была столь велика, что к апрелю 1942 г. за счёт собранных в стране деталей было отремонтировано 30 тыс. тракторов. За два года войны, по неполным данным, комсомольцы и молодёжь собрали запасных частей и инструментов на сумму свыше 62 млн. руб.

Значительную роль в улучшении хозяйственной деятельности колхозов и совхозов в годы войны играла борьба за экономию горючего и смазочных материалов. Эта проблема была очень важной, так как топливо стало стратегическим сырьем, и его поставки в деревню резко сократились. Юноши и девушки ремонтировали тару и бензохранилища, строго учитывали расход горючего.

Немаловажное значение в деле расширения возможностей сельскохозяйственных предприятий имела работа подростков по обеспечению колхозов и совхозов тарой, удобрениями, семенами. В 1943 г. молодые патриоты только 11 областей Советского Союза собрали из своих личных запасов и сдали колхозам почти 190,5 тыс. центнеров семенного зерна 15455 центнеров посевного картофеля.

Ученики 5-го класса Черноярской средней школы по призыву одноклассницы Вали Козловой собирали в частных подворьях золу. Вася Сулимов и его сёстры Тося и Еля из той же школы по собственному почину собирали золу и птичий помёт.

Измученные полуголодные дети принимали участие и в посеве зерна. Его приходилось разбрасывать руками, и никто из них мысли не допускал, чтобы съесть хоть несколько зёрен. Люди падали в обморок от постоянного недоедания, но отдышавшись, снова принимались за работу.

20 млн. пионеров и школьников в летние месяцы военных лет помогали убирать урожай на колхозных полях. В центральном архиве ВЛКСМ хранятся талоны, на которых отмечено, сколько килограммов колосьев в фонд фронта внёс комсомолец или пионер. На каждом из них напечатаны строки: «Каждая горсть дорогого зерна, как пуля, как бомба, фронту нужна». За период войны учащиеся выработали свыше 588 млн. трудодней. В 1944 г. в Астраханской области убирали урожай около 5 тыс. молодых тружеников и более 4 тыс. учащихся. Они собрали колосья с 15 тыс. га, намолотив из них 10 тыс. пудов хлеба. На всём протяжении войны труженикам села помогали горожане. В уборке первого военного урожая принимало участие 2700 учащихся г. Астрахани.

Пионеры школы № 10 дружно работали на уборке урожая в районе ст. Палласовка. Приближавшиеся к берегам Волги немецкие войска подвергали железнодорожные станции массированным налётам авиации, и было принято решение отправить ребят обратно в город. На поле оставался неубранный хлеб и 11 школьников во главе с Алёшей Чванниковым вновь взялись за грабли и вилы. Когда они закончили работу – поезд уже ушёл. Уставшие, но гордые выполненным долгом, ребята пешком вернулись в город, преодолев около 450 км. Через 2 года Алексей ушёл на фронт и за две недели до Победы погиб при освобождении чешского города Опава.

Школьники с. Осыпной Бугор обратились ко всем школам района с призывом выращивать тутовый шелкопряд, чтобы обеспечить фронт необходимым количеством парашютов, шёлковой нитью для операций.

Обстановка, сложившаяся на южном направлении летом 1942 г., наложила свой отпечаток на работу речников пароходства «Волготанкер». Главной задачей водников было не дать фашистскому командованию осуществить поставленную им цель – «остановить Волгу» - стратегическую транспортную магистраль, которая по грузообороту заменяла в те дни более 10 железных дорог. От непрерывности потока нефти и других грузов по реке в значительной мере зависел ход боевых действий на Сталинградском и Кавказском направлениях. Проблема перевозок по Волге приобрела стратегическое значение. Тысячи волгарей ушли на фронт с оружием в руках защищать свободу и независимость Родины. Чтобы обеспечить круглосуточную работу водного транспорта, Совет Народных Комиссаров СССР разрешил перевести команды судов с трёхсменной на двухсменную вахту. Но и такой мерой восполнить потери не удалось. И тогда ушедших на фронт мужчин заменили женщины и дети. В помощь своим родителям на суда нефтефлота приходили вчерашние школьники. За штурвал теплохода «А.Андреев», капитаном которого был Д.Ф.Железцов, после окончания семилетки встала его дочь Маша. Навигацию следующего года она встретила штурманом нефтевоза «Ленинец» и проработала в этой должности до окончания войны. На пароходе «Орёл» вместе с отцом, механиком П.С.Шагаловым, несли вахту дети: Владимир и Юрий – маслёнщиками, а Нина – кочегаром. Большая семейная команда появилась на буксировщике «Ваня-коммунист». Здесь под началом механика И.К.Туманова трудились до 1943 г. кочегарами жена Зинаида Ивановна и сын Виктор, а маслёнщиком – дочь Валентина. В 15 лет взял на себя обязанности матроса баржи «Севрюга» сын шкипера Николай Каргин. Вместе с отцом, капитаном нефтевоза «Уралнефть» В.И.Пермяковым, заступил на вахту 15-летний матрос Володя Пермяков. В нелёгкое для страны время вступало в трудовую жизнь молодое поколение волгарей – будущих механиков, штурманов, капитанов.

Замечательными делами прославили себя подростки рыболовецких районов. Они помогали рыбакам, работающим на тонях, создавали свои бударочные звенья, выходили на лов. Юный рыбак В.Потапов из колхоза «Звёздочка» Володарского района сдал сверх нормы 600 пудов рыбы, а его сверстница из колхоза «Первое мая» А.Богомолова выловила сверх плана 540 пудов рыбы. Когда началась война, каралатский мальчик В.Шилкин окончил всего шесть классов, стал рыбаком и за ударный труд был премирован шапкой и валенками – дорогими по тем временам подарками. Рыбак Сергей Лопарёв, работавший вместе с 12-летним сыном, выполнял годовой план на 200 %.

Девять лет было Руфине Яковлевой, когда осталась она с матерью и двумя малышами. Девочка стала рыбачкой. Сплавлять лодку по течению она ещё могла, а вот вести полную лодку против течения не получалось даже вдвоём с матерью. Руфина выходила на берег и, еле переступая ногами, тянула бударку бечевой. Пока было тепло – справлялись, а когда наступили холода, стало просто невыносимо. В ледяной воде руки коченели, ветхую одежонку пронизывало насквозь. Но человек ко всему привыкает, особенно в лихую годину. И они притерпелись, осилили все беды. Помогало сознание того, что они не одни несут эту непомерную ношу ради мира на Земле.

Многие юные рыбаки были приглашены на собрание партийно-хозяйственного актива с участием стахановцев рыбной промышленности Камызякского района. Лучшие из лучших молодых рыбаков получали высокие правительственные награды за свой нелёгкий труд. Юный ловец Паша Егоров из колхоза «Челюскинцы» Володарского района был награждён медалью «За трудовую доблесть». Медалью и значком отличника рыбной промышленности наградили 14-летнего рыбака Бисенбалиева из Камызякского района.

Пионеры рыболовецких районов выступили с ещё одним замечательным почином. Все заводы и фабрики нашей страны работали большей частью на нужды фронта. Не хватало материалов для ремонта рыболовецких судов, починки сетей и т.д. Вот и взялись пионеры и школьники помочь колхозникам подготовить суда к лову, отремонтировать их. Ученики Камызякской средней школы первыми принялись за это дело. 27 января 1944 г. юные патриоты вручили правлению колхоза «Коммунар» 7 кг. гвоздей, 3 кг. пакли, 4 кг. скобы. Дело, начатое пионерами и школьниками Камызякского района, подхватили школьники других районов. Ученики Самойловской школы Володарского района собрали 213 кг. гвоздей и скобы, 10 кг. пакли. Все ребята стали изготавливать жгуты для низки рыбы. За 5 дней работы они сделали 15 тыс. жгутов.

Весомый вклад в дело защиты социалистического Отечества внесла молодёжь тыла своим активным участием во всех формах всенародного патриотического движения в помощь фронту. Юноши и девушки поддержали идею создания на средства граждан фонда обороны. Уже на следующий день после фашистского нападения на нашу страну, от молодёжи стали поступать первые денежные взносы в фонд обороны. Усилился приток изделий из серебра. Общий вес серебряных вещей, сданных трудящимися, составил 2 681 гр. Сюда не входят серебряные монеты дореволюционной чеканки, которые приносили школьники. Например, юные патриоты Зарафьян и Рейтман принесли на 3 рубля серебряных монет, Фельдман – на 8 руб. 50 коп. и т.д.

Большую помощь фронту оказывали советские люди активной подпиской на Государственные займы. В апреле 1942 г., в целях привлечения дополнительных средств на военные нужды, был выпущен Первый Военный заём. Всего за годы войны в государственный бюджет в ходе подписки поступило 76 млрд. руб. Немалую долю в этой огромной сумме составляли средства молодёжи тыла. Преодолевая нужду и лишения, во многом ограничивая себя, юноши и девушки помогали фронту всем, чем могли. В частности, с воодушевлением встретили выпуск билетов лотереи комсомольцы сш № 4 им. Халтурина. Многие из них в первый же день на собрании внесли наличные деньги.

Посильный вклад в создание боевой техники внесли в годы войны многие пионерские организации страны. Учащиеся Сухаревской школы Московской обл. собрали и заработали 15 тыс. руб. на строительство танковой колонны «Пионер». Больше 400 тыс. рублей собрали пионеры и школьники Кировского района Новосибирска на авиазвено «Юный кировец».

Комсомольцы города-героя на Волге обратились ко всей молодёжи области с призывом собрать средства на постройку авиаэскадрильи «Сталинградский комсомолец». Этот призыв поддержали и астраханцы. Во всех отрядах и дружинах начался сбор средств на самолёты. За короткое время ребята школы № 46 им. М.И.Калинина внесли 770 руб., школы № 56 им. А.С.Пушкина – 750 руб., школы № 4 им. С.Халтурина – 560 руб. От городских пионеров не отстали и сельские: за несколько часов в Никольской средней школе было собрано 1000 руб. Всего астраханской молодёжью было собрано на строительство эскадрильи 152 712 руб., на танковую колонну им. ВЛКСМ – 170 тыс. руб.

В свободное от работы и учёбы время молодёжь города выходила на воскресники. 7 сентября 1941 г. в комсомольско-молодёжном воскреснике приняло участие 1885 молодых железнодорожников и членов их семей. Домохозяйки и школьники собрали 8 тонн металлолома. Комсомольцы СРЗ им. Сталина заработали 8 тыс. руб., учащиеся ремесленного училища № 5 отчислили двухдневный заработок, что составило 800 руб.

На воскреснике 15 февраля 1942 г. было заработано 25 тыс. руб. на строительство танков. 200 студентов, учащиеся школ, работники милиции были заняты на перевозке зерна для помола. Свыше 100 учащихся школ ФЗО № 1 и 19 заготовляли топливо для семей военнослужащих. 300 учеников школы № 10 пилили и кололи дрова, собирали металлолом, наводили порядок на школьном дворе.

В годы войны успех боевых действий Красной Армии во многом зависел от бесперебойного снабжения обмундированием. Огромную роль сыграла массовая компания по сбору тёплых вещей для фронтовиков. Зародившись осенью 1941 г. по инициативе московских женщин, движение вскоре охватило всю страну. На многих фабриках, в артелях комсомольцы за счёт сэкономленного сырья организовали изготовление во внеурочное время телогреек, рукавиц, шапок. Школьницы вязали носки, варежки, свитера. Учащиеся ремесленных училищ ремонтировали обувь. Молодые труженики многих сёл наладили производство валенок и дубление овчин. Руководствуясь чувством долга, молодёжь сдавала в фонд Красной Армии тёплые вещи, шерсть, овчины. За короткое время трудящиеся Микояновского района собрали тысячи фуфаек, рукавиц, овчин, полушубков и других вещей на 1 200 тыс. руб. Комсомольцы Икрянинского района отправили на фронт 25 пар шерстяных варежек. За первые полтора года войны от молодёжи астраханской области поступило 166 тыс. полушубков, свитеров, шапок и другой тёплой одежды.

Одной из форм материальной и моральной поддержки Красной Армии явилось движение молодёжи по сбору и отправке на фронт и в партизанские отряды индивидуальных и коллективных подарков. Первые посылки стали поступать в действующую армию уже летом 1941 г. Комсомольцы и пионеры Владимирского района послали в подарок красноармейцам к Новому 1942-му году около 700 кисетов с вложенными махоркой, мундштуками и другими курительными принадлежностями. В 1942 г. камызякские пионеры отправили на фронт 40 посылок. Всего за годы Великой Отечественной войны трудящиеся тыловых районов страны собрали и отправили на фронт многие тысячи вагонов с различными подарками, общая стоимость которых исчислялась сотнями миллионов рублей.

Гигантская по размаху битва нашего народа против немецко-фашистских захватчиков сразу приобрела ожесточённый характер. Миллионы советских людей проливали на фронте свою кровь. Одним из важнейших дел молодёжи в этих условиях стала забота о раненых, шефство над военными госпиталями. Помочь раненому воину восстановить здоровье, скорее вернуться в ряды защитников Родины стало делом чести, святой обязанностью многих тысяч юношей и девушек. Комсомольцы и молодёжь оказывали огромную помощь в транспортировке раненых бойцов. В Астрахани многие раненые поступали на правый берег Волги, и их необходимо было доставить в военный госпиталь на ул. Р.Люксембург. Особенно тяжело было зимой. Школьники 5, 14, 50 и др. школ города на руках по льду переправляли носилки с ранеными.

Девушки стирали, чинили бельё и одежду воинов, более 6 тыс. юношей и девушек ухаживали за тяжелобольными в госпиталях, читали книги в палатах, писали письма родным солдат, ставили концерты. Комсомолки ФЗУ № 8 Татьяна Зинина, Тамара Игольникова, Валентина Цветова вместе с сотнями других девушек сдавали кровь для бойцов.

Пионеры школы № 10 стали частыми гостями в госпитале, который расположился в здании их школы. Ребята мыли полы, окна, приносили цветы, вышивали салфетки на тумбочки. Каждый класс взял шефство над одной из палат. Комсомольцы и пионеры школы № 46 создали концертную бригаду из 45 человек, в которую входили учащиеся 3 – 10 классов. Очень любили солдаты и офицеры слушать, как ученик 3-го класса Юра Алексеев пел песню «Про Чапая», как выразительно читал стихотворение «Юный патриот» Миша Амиров, смотреть, как Лиля Петрова танцевала народные танцы.

Единство фронта и тыла в годы войны нашло отражение в движении по оказанию помощи семьям фронтовиков. В самом начале войны коммунистическая партия выдвинула лозунг: «Забота о семьях фронтовиков – половина заботы о Красной Армии!». Понимая значение этого призыва подростки, как и все советские люди, оказывали большую поддержку семьям защитников Родины. Сотни пионеров нашей области объединились в 314 тимуровских команд. Пионеры-тимуровцы Травинской средней школы заготовили и завезли дрова для школы и семей фронтовиков. Тимуровцы Каралатской школы носили воду, косили камыш, присматривали за малышами. В некоторых семьях, где за детьми некому было присмотреть, старшие ребята бросали школу. И здесь на выручку спешили тимуровцы. Команда из школы № 11 во главе с Валей Филиновой вернула в школу 50 ребят.

26 марта 1943 г. состоялся городской слёт тимуровцев, на который собралось около 600 человек. Обращение, принятое на этом слёте, помогало ребятам в их нелёгком, но таком необходимом труде.

Огромную работу провели по спасению сталинградских детей комсомольцы. Были сформированы комсомольско-молодёжные бригады, которые обследовали руины домов, щели и подвальные помещения. Детей собирали в бомбоубежищах, кормили, давали отдохнуть, а потом организовывали их переправу через Волгу. Тысячи детей были спасены осенью 1942 г. По направлению комсомола в такой бригаде работала пионервожатая школы № 50 А.П.Мелькумова. 19-летней девушке пришлось в двух вагонах вывозить из Сталинграда 500 подростков. Одиннадцать суток без еды и воды ехали сталинградцы. Аня выходила к воинским эшелонам, следовавшим на фронт, и интенданты не могли отказать детям Сталинграда. Приехав в Астрахань, ребята стали учащимися ремесленного училища № 1 металлистов, а Аня Мелькумова – их комсоргом.

Повседневная, возрастающая помощь фронту способствовала наращиванию мощи советских войск, расширяла их возможность в борьбе с врагом. Своей работой труженики тыла укрепляли моральное состояние защитников Родины, поднимали их боевой дух, оказывали конкретную помощь. Был в этой помощи посильный, мужественный и достойный вклад детей и подростков в победу над врагом.

Л. Устинова, М. Шевцова, Н.В. Нестеренко

МОУ «СОШ № 54»

Библиографический указатель 2000 г - страница 72,
За ее внимание к проекту, справедливые и учтённые,
Ежеквартальныйотче т открытое акционерное общество "росинтер ресторантс холдинг",
Правила прийому до Волинського національного університету імені Лесі Українки в 2012 році - страница 12,
Совершенствование налогообложения прибыли предприятий - страница 16,
Глава № 6 Законы истории как онтологическое выражение источника, механизма и направленности развития исторического процесса,
Рис. 7. Критерии оценки инвестиционной привлекательности организации - Методология учета и анализа инвестиций в основной капитал,
Конрад Лоренц - страница 6,
Раздел 10. Производство по пересмотру решений суда - Конституции Республики Казахстан и общепризнанных принципах...,
Ия как одного из видов коммерческого предприятия состоит в том, что подавляющая часть его ресурсов формируется не за счет собственных, а за счет заемных средств - страница 2,
Итоги, заключения и интерпретация документов, включенных в данный сборник, принадлежат только авторам и не отражают политику или точку зрения Европейской Комиссии, а также организаций, в которых работают - страница 9,
Как стать предпринимателем содержание Глава I. Общие сведения о предпринимательской деятельности Глава II. Регистрация индивидуального предпринимателя - страница 10,
Звіт про науково-дослідницьку роботу морфофункціональні особливості перебудови скелета та внутрішніх органів в умовах порушеного гомеостаза - страница 2,
7. Проверка правильности и своевременности поступлений - Методические указания по контролю за заключением и реализацией...,
Статья 210. Особенности исчисления расчетного показателя при применении метода пропорционального распределения расходов в отдельных случаях,
Вселенские Соборы «Вселенские соборы» - страница 73,
Российское Энергетическое Агентство - страница 14,
Постановлением Правительства Оренбургской области от 20. 08. 2010 №551-пп «О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года», решение - страница 12,
Методические указания по порядку составления и представления субъектами бюджетного планирования Республики Башкортостан расчетов по бюджетным проектировкам на 2012-2014 годы - страница 5,
З. Н. Новлянская (ред.), А. А. Адаскина, А. Б. Никитина, Н. Ф. Чубук Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы методическое пособие - страница 6,
Часть 5 - Жанр: фэнтези с пантеоном богов наподобие греческого. Размер,
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства промышленности и торговли российской федерации на 2009-2011 годы - страница 3,
Акціонерне Товариство «Європейський банк раціонального фінансування» - страница 7,
Искусственный билингвизм: лингвистический статус и характеристики 10. 02. 19 теория языка,