С. М. Забелов > П. С. Забелов Административное право Курс лекций - страница 31

^ Административное принуждение и его виды
Административное принуждение - один из видов государственно-правового принуждения. Поэтому ему присуши все признаки последнего (это правоприменительная деятельность; она устанавливается государством, применение мер принуждения соответствующими органами и должностными минами является результатом осуществления ими государственно-властных полномочий: призвана обеспечить защиту правопорядка; реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.). Вместе с тем административное принуждение имеет присущие ему особенности.

Административное принуждение имеет своим назначением охрану управленческих отношений административно-принудительными средствами, то есть выполняет карательную функцию.

Одновременно в целях правоохраны административно-принудительные меры выполняют и функции иного рода - предупреждения и пресечения правонарушений. В самом широком смысле административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах.

Меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех. которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ (например, правила безопасности дорожного движения, санитарные правила, правила пожарной безопасности, природоохранные правила и др.).

Административное принуждение применяется, как правило, во внесудебном порядке непосредственно органами государственного управления (должностными лицами). В специально предусмотренных законом случаях отдельные административно-принудительные меры применяются судами, судьями.

Административно-принудительные меры применяются не всеми без исключения исполнительными органами (должностными лицами), а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти, уполномоченными на выполнение правоохранительных функций органами внутренних дел (милицией), контрольно-надзорными органами, специальными инспекциями и т.д.

Административному принуждению (воздействию) подвергаются не только отдельные лица, но и организации (приостановление работы, изъятие незаконно полученного, штраф и др.)

Меры административного принуждения применяются к третьим лицам, то есть к тем, кто не находится в непосредственном подчинении (ведении) у полномочных исполнительных органов (должностных лиц).

Административное принуждение охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного, экологического, таможенного, налогового права, реализация которых возложена на органы исполнительной власти.

Административное принуждение осуществляется в рамках административно-процессуальных норм. Следует отметить еще одну принципиальную особенность административного принуждения. Если все иные виды государственного принуждения равнозначны по своему содержанию соответствующему виду юридической ответственности (уголовное принуждение - уголовной ответственности, дисциплинарное принуждение - дисциплинарной ответственности и т.д.), то понятия административное принуждение и административная ответственность не равнозначны.

Административное принуждение по своему содержанию (целям применения, фактическим основаниям применения, правовым последствиям применения и т.д.) шире административной ответственности.

Внешние формы принуждения могут быть самыми различными. Их разнообразие обуславливается характером обеспечиваемых отношений, целями, основаниями, способами применения принуждения. Немалую роль в решении вопроса о том, какие меры могут быть применены к конкретному субъекту, играет и его правовое положение. Так, например, военнослужащие не могут подвергаться административному аресту.

Конкретные формы административного принуждения приобретают характер личных, организационных, имущественных (материальных) ограничений.

К личным ограничениям относится, например, административный арест лица, совершившего мелкое хулиганство. К организационным ограничениям относятся такие формы принуждения, как закрытие, например, торговых учреждений за нарушение санитарных норм. К имущественным ограничениям относится, например, принудительное взыскание штрафа.

В зависимости от своего целевого назначения и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправным посягательством на эти отношения, все меры административного принуждения можно свести в три классификационные группы: 1) административно-предупредительные меры: 2) меры административного пресечения; 3) меры административной ответственности.

^ Административно-предупредительные меры применяются в целях охраны государственных и общественных интересов и безопасности граждан как средство предотвращения возможных нежелательных или вредных последствий либо правонарушений. Они выступают в виде либо административных ограничений, либо определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц. Характерным для указанных мер принуждения является то, что они могут применяться при отсутствии факта противоправных действий. Они их предотвращают и, в этом смысле, предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений. Административно-предупредительные меры лишены характера кары. К их числу относятся следующие: прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы безопасности движения (например, обрыв проводов); введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях (болезни животных); таможенный досмотр, т.е. проверка вещей при переезде через государственную границу с целью предупреждения контрабанды; принудительное медицинское освидетельствование состояния людей и санитарного состояния предприятий общественного питания; реквизиция имущества, то есть принудительное его изъятие у владельцев (например, личного транспорта в условиях стихийных бедствий); административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и др. Применение административно-предупредительных мер строго регламентировано законодательством.

^ Меры административного пресечения используются как средство прекращения правонарушений. Под мерами административного пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными органами государственного управления (должностными лицами) в целях прекращения административного проступка и предотвращения его вредных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения правонарушителя к административной ответственности.

Среди средств административного принуждения меры пресечения наиболее многочисленны и разнообразны, что обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на интересы государственных, общественных и иных организаций, граждан.

Тем не менее, их можно свести в следующие группы:

  1. меры пресечения, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (задержание, физическое воздействие, принудительное лечение, применение специальных средств и оружия и др.);

  2. меры пресечения имущественного характера (изъятие имущества, незаконных средств охоты, рыбной ловли, снос самовольно возведенных строений и др.);

  3. меры пресечения технического характера (приостановление работы предприятия в случае грубого нарушения правил охраны труда и техники безопасности, правил пожарной безопасности и др.);

  4. меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания при нарушении санитарных норм и др.);

  5. меры пресечения финансово-юридического характера (изъятие в фонд бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями, организациями путем нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, приостановление операций юридических и физических лиц по расчетам в случае непредставления (или отказа представить) государственным налоговым органам отчетов, балансов, расчетов, деклараций и др.).

Однако следует отметить некоторую условность данной классификации. Имеются и другие меры административного пресечения.

В юридической литературе выделяются как самостоятельные группы мер административного принуждения административно-правовые восстановительные меры, которые применяются в целях восстановления прежнего положения вещей, возмещения причиненного ущерба.

^ Меры административной ответственности применяются к лицам в случае совершения административного правонарушения и находят свое выражение в наложении на виновных лиц административных взысканий.
^ Контрольные вопросы по теме 7:

  1. Что понимается под формами деятельности исполнительной власти? (органов государственного управления)?

  2. Какие существуют формы деятельности органов государственного управления?

  3. Каково соотношение правовых и неправовых форм деятельности органов государственного управления?

  4. Что такое правовые акты управления?

  5. По каким критериям происходит классификация правовых актов управления?

  6. Каков порядок принятия, опубликования и вступления в силу правовых актов управления?

  7. Что понимают под методами государственного управления?

  8. Что такое методы прямого и косвенного воздействия?

  9. В чем выражается сущность принуждения?

  10. Какова структура мер принуждения?
ГЛАВА 27 ^ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА - Одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 года в ред закон,
Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом (согл указу Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. №637) - страница 29,
Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2006 году   - страница 10,
Глава 6 - Stephen King "Bag of Bones",
Возрождение в Испании - Пронин В. А. Искусство и литература,
Раздел VIII. ТРУДОВОЙ РАСПОРЯДОК. ДИСЦИПЛИНА ТРУДА - Постановлением Конституционного Суда РФ от 15. 03. 2005 n 3-п...,
2. теоретическая типологизация и ее проверка в эмпирическом анализе - страница 4,
Положение о Всероссийской Форум сельской молодежи «сельская молодежь есть ли у неё будущее?»,
Порядок - Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего кодекс,
Лекция 3. Соревнования и соревновательная деятельность в спорте - Учебно-методическое пособие удк 796/799 (075....,
Все вы прекрасно знаете, что в нашем городе Туймазы есть улица Мусса Джалиля. Всем известен этот поэт, но мы хотели бы рассказать вам о нем поподробнее,
5. ІНСТРУКТОР ІЗ САНІТАРНОЇ ОСВІТИ - Кваліфікаційні характеристики керівники генеральний директор (директор, головний...,
Елена Уайт - страница 20,
Прогнозно-аналитический центр - страница 11,
Древнегреческая философия как идеология рабовладельческого общества [18] - страница 39,
Известия Томского политехнического университета. – 2005. – Т. 308. – № 7,
Довідник кодів товарів згідно з,
Ачувашская республика министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики - страница 4,
Александр Грайцер,
ТЕМА 7. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА - Яковлева Елена Викторовна, ст преподаватель кафедры философии. Научные редакторы: Данилова...,
Img src= 327455 html 2e262098 - страница 13,
Глава 1. ПРИНЦИП ЗАТУХАНИЯ ЧАСТОТ - Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко Империя (Части 1-7),
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. N 45 Об утверждении СанПиН 5 - страница 6,
Каталог статистических публикаций и информационных услуг - страница 28,