Nlp магия нейролингвистического программирования без тайн - страница 6


Существуют два способа, с помощью которых системы причины и следствия

могут принести боль или несчастье. Первый: вера в то, что кто-то еще мо-

жет создать в вас эмоциональное состояние, подразумевает, что вы не мо-

жете контролировать свои собственные чувства или мысли. Без такого конт-

роля вы не только не можете изменить ваш внутренний опыт, чтобы чувство-

вать себя лучше и спокойнее, но вы становитесь зависимыми от других,

чтобы создать "хорошие" ощущения внутри вас.

Второй: так как вы верите, что вы можете заставлять другого человека

испытывать приятные эмоции, то отсюда следует, что вы так же можете зас-

тавлять его переживать боль и грусть. С такой "силой" приходит чувство

ответственности, и вы становитесь причиной. Когда вы "делаете" кого-либо

мрачным, тогда вы чувствуете себя виноватым и часто хотите знать, могу

ли я что-нибудь "сделать", чтобы они "чувствовали себя лучше". С такой

системой верований вполне возможно наказать себя тем, что вы совершенно

не можете управлять, так как вы не можете вызывать или создавать другой

исход. Последствия такого паттерна показаны ниже. Человек оказывается в

затруднительном положении в результате системы причины и следствия, в

которую он верит. Выявление таких квази-каузальных связей часто может

помочь человеку расширить свой выбор. -121-


Рис. 42

Однажды, когда я работал преподавателем от семинаре по мета-модели

мне стала задавать вопросы молодая женщина, которая твердо верила, что

чувства и эмоции клиента находятся э значительной степени в руках врача.

Она выразила свою веру и то, что "врач" лесет ответственность за хорошее

самочувствие клиента. Хотя я и согласился, что "безответственное поведе-

ние" со стороны любого, кто помогает людям, является неэтичным, я про-

далжал настаивать, что один человек не может "зять ответственность и

быть причиной для эмоций другого (рис. 43). Вот выписка из этого семина-

ра, которая дает возможную реакцию .(ответ) на эту систему причины и

следствия, в которую верят. -122-


Рис. 43

Б. Л.:. "Итак, вы говорите, что неправильно ходить вокруг и нажимать

кнопки других людей".

Женщина: "Только, если это заставляют их чувствовать себя плохо. У

вас есть обязательство, особенно перед клиентами, говорить таким обра-

зом, чтобы заставить их чувствовать себя лучше".

Б. Л.:. "Вы имеете в виду, что важно нажимать кнопки хорошего настро-

ения?".

Женщина: "Да, совершенно верно. Как врач вы. можете выборочно нажи-

мать кнопки, которые заставляют клиента чувствовать себя лучше".

Б. Л.: "То что вы говорите означает, что если вы мой клиент, то мне

можно нажимать ваши кнопки. Пожалуйста, скажите мне быстро, где они у

вас? Спереди или сзади? Я не хотел бы случайно нажать не ту кнопку!".

-123-

После того как смех несколько успокоился (женщина тоже смеялась от

души) я продолжал: "Если говорить серьезно, то я думаю, что важно для

каждого из вас решить самому, где эти кнопки, а также интересно верите

ли вы действительно, что они внутри или снаружи. Если вы думаете, что

они снаружи, то немедленно обращайтесь к профессионалам за помощью! Если

вы думаете, что они внутри, тогда слава богу! По крайней мере, вы знае-

те, кто нажимает их сейчас, не так ли?!".

Борясь с этой системой верований, когда она непродуктивна или вызыва-

ет ненужную боль, вы можете помочь говорящему получить больше видов вы-

бора, как чувствовать и действовать в мире. Имеются два способа борьбы с

этим нарушением. Попросите говорящего рассказать именно вам, как он зас-

тавил другого человека чувствовать себя определенным образом. Это даст

вам много информации о том, как говорящий осмысливает мир и как он восп-

ринимает себя по отношению к другим. Эта информация может быть бесценной

в непрерывных процессах роста и положительных изменений.

Этот паттерн типичен для "кинестетиков". Вобщем, он проявляется в ви-

де таких фраз, как "Вы причиняете мне боль, когда вы говорите такие вещи

(я не управляю моими чувствами)" или "Я извиняюсь, если я оскорбил ваши

чувства (я не заслуживаю такой власти над вами; я виноват, что использо-

вал ее)". Вот некоторые примеры и реакции мета-модели:

Пациент: "Их смех сводит меня с ума".

Ответ: (реакция) "Как их смех может сводить вас с ума?".

Пациент: "Она расстраивает меня".

Ответ: (реакция) "Что, конкретно, она делает, что вас расстраивает?".

Пациент: "Я чувствую себя плохо, когда заставляю ее плакать".

Ответ: (реакция) "Что вы такое сделали, что заставляет вас верить,

что вы заставили ее плакать?". -124-

Выборы

Не всегда бывает необходимо непосредственно бороться с системой при-

чины и следствия в лечебном окружении. Когда люди вводят этот паттерн в

свою SS, то иногда более важно заставить их осознать специфические типы

поведения, которые, по их мнению, являются причиной эмоциональных состо-

яний.

Иногда возникает одно ошибочное понятие во время изучения концепции

причины и следствия в группах. Некоторые думают, что она подразумевает,

что человек может делать все, что он хочет, не принимая во внимание дру-

гих. Я хотел бы обратить внимание на то, что человек, который берет на

себя ответственность, достаточно осведомлено других, включая и то, как

они реагируют на его поведение. Большинство индивидов не обращают внима-

ние на то, что они проводят время с теми, чье поведение им неприятно.

Люди рано обучаются тому, какой тип поведения они предпочитают, и затем

он входит в их модель мира. Каждый всегда действует в соответствии с

этими моделями.

Потерянный перформатив. Вовремя психотерапевтического сеанса пациенты

обычно высказывают утверждения в форме генерализаций о самом мире. Эти

утверждения являются истинными в их модели мира. В иллюстрации, предс-

тавленной на рис.44, трудно сказать подражает ли девочка чему-то, что

она слышала или, действительно, верит в то, что говорит. Конечно, ответ

(реакция) мальчика на ее первое высказывание указывает на то, что он ду-

мает об этом.

Каждая поверхностная структура в этих утверждениях выведена из глу-

бинной структуры, для которой характерно предложение типа: "Я заявляю

(говорю) вам, что S..." (где S - это поверхностная структура). Это пред-

ложение и называется перформативным. Причем, в большинстве случаев оно в

нашей речи опускается в ходе трансформации, которая называется опущение

(потеря) перформатива. Таким образом, предложение, которое в поверх-

но-125- стных структурах представляется как генерализация о мире, в глу-

бинной структуре представлено как генерализация, включенная в модель ми-

ра пациента. Требуя от говорящего идентифицировать "судью", который вы-

носит эти ценные суждения, вы можете помочь ему в борьбе с пределами или

правилами в его модели мира. Как только они будут идентифицированы, их

надо проверить на прочность, особенно, если они не дают говорящему жить

полнокровной жизнью.


Рис. 44

Вот некоторые примеры такого нарушения, которые часто указывают на

бессознательные ограничивающие правила:

Говорящий: "Глупо .делать это".

Ответ: (реакция) "Глупо по отношению к кому?".

Говорящий: "О, это совсем не важно".

Ответ: (реакция) "Это неважно кому?".

Говорящий: "Не хорошо быть строгим".

Ответ: (реакция) "Не хорошо кому?".

Заставляя говорящего пользоваться такими фразами, как "Я думаю..."

или "Моя вера есть....", можно добиться того, чтобы говорящий смог иден-

тифицировать себя как определенного человека, который сам создает сужде-

ние, мысль, верование или действие. Без такой идентификации любой вызов,

брошенный системе верований, останется только вызовом. -126-

Придерживаясь своей тенденции быть "номинализированными" и отстраня-

ясь от положения, которое могло бы сделать их открытыми для критики и

"борьбы с ними", "аудиалы" и "дискреты" обычно чаще всего используют

этот паттерн. Вполне возможно делать быстрые обобщения, выражать глубо-

кие истины и важные суждения, но не идентифицировать себя как их созда-

теля. Вот пример такого паттерна: "Говоря с точки зрения статистики, ре-

зультаты показывают, что в начальных условиях все участвующие лица

больше всего заинтересованы в том, что очень важно быть настойчивым".

Резюме

Еще раз состав мета-модели.

Теперь, после того как вы изучили мета-модель, я даю краткое обобще-

ние модели языком семи основных вопросов реакции мета-модели.

^ СБОР ИНФОРМАЦИИ

1. Кто, что, где, когда, как конкретно?

Использование: Когда информация отсутствует в SS говорящего (стерта)

или когда она была не определена, или была обобщена.

Пример: Когда пациент говорит: "Я подавлен", то спросите: "Что делает

вас подавленным?" или "Из-за чего вы чувствуете себя подавленным?". При-

мер: Когда кто-то говорит: "Каждый против меня", спросите: "Кто конкрет-

но против вас?".

2. Можете ли вы сказать это о самом себе?

Использование: Когда пациент говорит что-либо о другом человеке, что

может быть отнесено и к нему.

Пример: Когда пациент говорит: "Она, кажется, никогда не понимает ме-

ня", скажите: "Можете ли вы сказать: "Я, кажется, никогда не понимаю

ее?"". -127-

Пример: когда пациент говорит; "Мой босс ненавидит меня", скажите;

"Что вы испытываете, когда говорите: "Я ненавижу моего босса?".

^ РАСШИРЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ

3. Что останавливает вас? Что могло бы произойти, если бы вы это сде-

лали? (катастрофические ожидания).

Использование: Когда вы слышите такие слова, как "не могу" или "сле-

довало бы", "должен".

Пример: Когда пациент говорит: "Я не могу любить", спросите: "Что ос-

танавливает вас, что вы не можете любить?".

Пример: Когда пациент говорит: "Я должен буду это понять", то спроси-

те: "Что случится, если вы этого не поймете?".

4. Можете ли вы подумать о моменте (ситуации), когда вы сделали

что-то (или не сделали)?

Использование: Когда пациент говорит: "Каждый думает, что я глуп", то

спросите: "Можете ли вы назвать мне одного человека, который так не ду-

мает? Вы утверждаете, что каждый думает, что вы глупый, даже ваш "близ-

кий друг?"".

Пример: Когда пациент говорит: "Я всегда опаздываю", то спросите:

"Можете ли вы подумать о каком-либо моменте, когда вы не опоздали?".

^ ИЗМЕНЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ

5. Как вы узнали?

Использование: Когда пациент считает, что он может читать мысли.

Пример: Когда пациент говорит: "Я знаю, что он не любит меня", то

спросите: "Как вы узнали?".

Пример: Когда пациент говорит: "Ему следовало бы знать лучше", то

спросите: "Как именно ему следует это знать?". -128-

6. Как они (вы) заставили вас (их) чувствовать себя именно так?

Использование: Когда пациент выражает отношения причины-следствия

вместе с другими эмоциями.

Пример: Когда пациент говорит: "Она заставляет меня сердиться", то

спросите: "Как она заставляет вас сердиться?".

Пример: Когда пациент говорит: "Я чувствую себя плохо из-за того, что

сделал ее несчастливой", то спросите: "Что вы сделали, чтобы поверить,

что сделали ее несчастливой?".

7. По отношению к кому?

Использование: Когда вы слышите неподтвержденные мнения.

Пример: Когда пациент говорит: "Это было глупо так сделать", то спро-

сите: "Глупо по отношению к кому?".

Пример: Когда пациент говорит: "Его некомпетентность раздражает ме-

ня", то спросите: "Кто верит, что он не компетентен?". -129-

Глава IV

^ ВИЗУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Девушка попыталась найти ответ, обратив свой взгляд в направлении,

указанном стариком. Но там ничего не оказалось. И только тогда, когда

она снова взглянула на его лицо, то поняла, что он не направлял ее вни-

мание на далекий пейзаж, а скорее внутрь, в бездонные глубины ее сущест-

ва.

^ РЕАКЦИЯ ЗРАЧКА

В начале 60-х годов на рынке появились уникальные защитные очки про-

тив солнца. Они очень напоминали одностороннее зеркало: человек, носив-

ший эти очки, мог видеть все прекрасно сквозь них так же, как и через

обычные затененные очки, но никто другой ничего не мог видеть сквозь них

снаружи, ибо они имели отражение, как у зеркала. Они быстро стали попу-

лярными и получили разговорное название "жулики".

Значение этого названия кроется в глубоком, интуитивном осознании на-

ми важности наших глаз в общении. Некоторые люди более чувствительны,

чем другие, к тому, что передается глазами. Обсуждая культуры Ближнего

Востока, Холл считал, что арабы уже давно знали о реакции зрачков. Эта

подсознательная реакция является "эмоциональным индикатором". Холл гово-

рит, что "так как люди не могут контролировать реакцию своих глаз, кото-

рая несомненно выдаст их намерения, то многие арабы носят темные очки,

даже внутри помещений".

Десмонд Моррис так же описывает этот феномен в своей книге "Наблюде-

ние за человеком", где он пишет: "Торговцы нефритом в предреволюционном

-130- Китае часто носили темные очки, чтобы скрыть расширенные от воз-

буждения зрачки, когда они получали особо Ценный образец нефрита"(2).

Наши глаза играют исключительно важную роль в коммуникативных процес-

сах, особенно в западных культурах, где правило "посмотри - послушай"

широко распространено.

^ ВИЗУАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Эта схема визуальной системы показывает, как визуальный ввод переда-

ется зрительным нервом к мозгу. Обратите внимание, как ввод от правого и

левого поля зрения проходит в противоположные стороны мозга. Такой пере-

ход происходит на стыке, называемом перекрестом зрительных нервов (рис.

45).


Рис. 45

Окципитательная кора

Визуальные ощущения могут вызываться не только стимуляцией света, но

н давлением на глазное яблоко, а также электрической стимуляцией опреде-

ленных частей мозга. -131-

Существует симпатический отдел вегетативной нервной системы (ANS),

который изменяет размер зрачка в ответ на эмоциональную стимуляцию. Даже

небольшое возбуждение или проявление интереса будут систематически вли-

ять на зрачок. Знание того, что эмоциональные состояния вызывают эти

систематические изменения, могут дать внимательному наблюдателю специ-

альный вид "инсайта" во внутреннее состояние человека.

Экхард Гесс начал изучать расширение зрачков, работая психологом в

Чикагском университете. Его исследование, в значительной степени, стиму-

лировало интерес к "выразительным глазам". Оно показало, что расширение

или сужение зрачка является чрезвычайно точным индикатором реакции чело-

века на стимуляцию. Результаты показали, что, когда человек заинтересо-

ван или возбужден, зрачок расширяется. Когда человек сталкивается с неп-

риятными раздражителями, то зрачок сужается.

^ ЗРИТЕЛЬНЫЕ КЛЮЧИ ДОСТУПА

Когда кто-либо старается "за помнить" что-то, то часть того, что вы

видите, если вы смотрите с близкого расстояния, является специфическим

паттерном движения и изменений в процессе запоминания. Когда вы будете

читать последующие примеры, то представьте, что вы наблюдаете за людьми

с близкого расстояния.

Рита рассказала нам, что была сбита с толку. Она долго сидела, накло-

нив голову, и покачивая ею из стороны в сторону. Наконец, посмотрев вниз

на пол налево от себя, она проронила: '"Все же чувствую, что что-то не

так". Из слов Риты вы можете очень просто угадать, что она глубоко пог-

ружена в свои чувства. Однако есть еще другой источник важной информа-

ции, а именно, ее взгляд.

Как будто потолок сзади меня мог как-то дать ему ответ. Он намеренно

искал что-то глазами, взгляд вперед и назад, поверх моей брови, пригова-

ривая при этом: "Дай-ка мне посмотреть". -132-

Слова этого человека сразу же дают разгадку: он визуально "ищет" ин-

формацию. И снова мы .имеем аналоговое жестикулирование, дающее информа-

цию тем, что он делает глазами.

В середине 70-х годов Бэндлер и Гриндер(4) начали изучать паттерны

движений глаз человека, когда они думают и говорят. Они открыли, что эти

движения прекрасно соотносятся с определенными видами поведения поиска

информации. Эти систематические паттерны поведения были естественно фор-

мализованы в модель, называемую ключи доступа.

Паттерны глазного сканирования

Когда люди думают и говорят, они двигают глазными яблоками, и такие

движения называются паттерны глазного сканирования. Эти движения кажутся

вполне симптоматичными, т. к, они стремятся получить доступ к информа-

ции, закодированной в нашем мозгу в одной или более репрезентативных

системах (см. Главу II). Когда человек "уходит внутрь", чтобы восстано-

вить память или создать новую мысль, то его зрительная реакция указывает

на репрезентативную систему, к которой он имеет доступ в настоящий мо-

мент. Два вышеприведенных примера показывают эти виды поведения доступа

в действии.

^ МЕЖПОЛУШАРНАЯ АССИМЕТРИЯ МОЗГА: ДВА В ОДНОМ

Такое исследование в Калифорнийском технологическом институте в 50 -

60-е годы открыло совершенно новую область исследования мозга. Под руко-

водством Роджера Сперри целая группа проводила исследование на пациен-

тах-эпилептиках, перенесших операцию по отделению мозолистого тела и

связанных с ним тел. Эта процедура изолировала -133- одно полушарие моз-

га от другого путем рассечения связей между ними.

Основным результатом исследований было выявление специализации полу-

шарий. Каждое полушарие мозга совершенно очевидно придерживается разных

методов обработки информации (см. схему, представленную ниже).

Вполне возможно, что такая специализация функции мозга соотносится с

движениями глаз во время сканирования, когда человек думает и вызывает

различные части мозга, чтобы обработать информации). Ниже приведенный

перечень слов, представленный Дж. Е. Богеном (6), указывает на парал-

лельные пути "знания".

Схема показывает два полушария мозга и двусторонний перекрест, кото-

рый наиболее очевидно проявляется в том, какой рукой .наиболее часто

пользуется человек. У праворукого доминирует левое полушарие, у левору-

кого - правое.

Левое полушарие

интеллект

конвергентный

цифровой

вторичный

абстрактный

направленный

проблемный

аналитический

линейный

рациональный

последовательный

объективный

последовательный


Правое полушарие

интуиция

расходящий

аналогичный

основной

конкретный

свободный

воображаемый

целостный

нелинейный

интуитивный

множественный

субъективный

одновременный


Глазодвигательные реакции являются наиболее простыми для наблюдения

за поведением. Описания, которые будут даны ниже, основаны на паттернах,

используемых обычно правшами (доминирующее левое полушарие). Естествен-

но, что для некоторых -134- левшей эти паттерны будут обратными. Пожа-

луйста, обратите внимание, что это еще одна обобщенная модель. Лучше,

когда есть возможность проверить ваши наблюдения прямым .опросом или пу-

тем сопоставления глазных паттернов с другими видами путей доступа. (см.

также раздел "Составление психологической карты" в этой главе.)

Когда вы наблюдаете за людьми, разговаривающими или думающими, то мо-

жете заметить, что их глазные яблоки находятся в постоянном движении

вперед и назад, вверх и вниз, случайно разглядывают предметы и людей, но

также часто "фокусируются" и на внутреннем опыте. Как уже указывалось
Ртуть(Hg) Физико-химические свойства - Московская Городская Педагогическая Гимназия-Лаборатория №1505 исследовательская работа,
Иоганн Готфрид гердер идеи к философии истории человечества часть первая - страница 44,
Іменники загального роду - Індивідуальні завдання для самостійної рботи студентів 1 курсу з дисципліни “Порівняльний...,
У двох частинах - страница 13,
10. ФУФЛО - Киев Издательство «Київська правда»,
Встреча русским гидом в аэропорту Нарита. Трансфер на индивидуальном транспорте в Токио,
С чего начинается родина - Http://www znanie-sila ru/projects/intro html Виктор Дольник,
Раздел - Г. К. Дмитриева м. В. Филимонова международное частное право действующие нормативные акты Учебное пособие,
Интернет-ресурсы - Госдума РФ мониторинг сми 26 мая 2006 г,
Производство овощей и картофеля в Ассоциации «Ленплодоовощ" в 2010 году - Отчет о нир по договору №26 от 06. 05. 2010 года,
Республики Беларусь «24» - страница 4,
Николай платонович карабчевский (1851-1925). Жизнь, творчество, личность,
Центральная площадка - Программа мероприятий общемосковской музейно-выставочной культурно-образовательной акции...,
Пояснительная записка к участию в Программе Республики Казахстан - Содружество Независимых Государств Межгосударственная программа,
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования,
Учебно-методический комплекс для студентов финансового, юридического и социально-экономического факультетов очной и заочной формы обучения Уфа-2008 г - страница 8,
«Разработать эколого-экономические обоснования для образования особо охраняемых природных территорий федерального значения» - страница 6,
Закон о налоге на добавленную стоимость - страница 5,
Б. В. Усольцева, К. И. Машкара хирургия заболеваний и повреждений кисти - страница 17,
Игорь борисенко рекреация - страница 23,
Глава XXVIII - Августин блаженный о граде божьем содержание,
Хтось віз сюди родину та зернину, Хто тільки руки й очі повні сліз, а от дивак із України За пазухою писанку привіз,
Программа обсуждена и принята за основу на заседании кафедры ен - страница 6,
Литература 53 - страница 2,