Беда Достопочтенный - страница 43



451 Этот обычай был известен с вавилонских времен и зафиксирован, в частности, вДревнем Риме.


452 Это современное местечко Роули-Уотер в девяти милях от места битвы.Возможно, прежнее название оно получило в честь святого Дионисия (Дениса).


453 В языческие времена было принято воздвигать в дар богам вотивные(дарственные) камни; с приходом христианства их сменили кресты. Сотни каменныхкрестов были воздвигнуты в Великобритании и Ирландии с VII по ХI вв. В случаесрочности вместо каменного могли воздвигнуть деревянный крест.


454 Беда и другие средневековые историки постоянно упоминают о чудесахисцеления, творимых водой, в которую опустили частицу какого-либо чудесногопредмета.


455 В соответствии с традицией битва произошла у местечка Халиден (нынеХаллингтон). Беда часто переводит географические названия с одного языка надругой, особенно если они связаны с предметом его повествования.


456 Имеется в виду Адрианов вал.


457 Церковь в селении Хагустальден (ныне город Хексем). С 678 г. была центромсамостоятельной епархии.


458 Однако, как мы знаем, король Эдвин выстроил деревянную церковь в Йорке.


459 Рим. 10:2 – «имеют ревность по Боге, но не по рассуждению».


460 Анатолий, епископ Лаодикейский около 280 г., первым ввел, по свидетельствуЕвсевия Кесарийского, 19-летний пасхальный цикл. Его «Канон», на которыйссылались защитники кельтской Пасхи, представлял собой явную подделку, что иимел в виду Беда.


461 Церкви юга Ирландии приняли римскую Пасху около 633 г.


462 Остров Линдисфарн или Линдисфарне (Lindisfarne) находится в графствеНортумберленд, недалеко от границы с Шотландией. Видимо, ирландские монахивыбрали его из-за сходства с Ионой; они любили селиться на уединенных островахс суровым климатом. В последующие годы по ирландскому обычаю остров былодновременно монастырем и центром епископства. Его предпочли Эбораку, посколькурезиденция короля Освальда находилась на севере, в Бамборо. Хотя позжеепископская кафедра была перенесена в Эборак, Линдисфарн оставался центромцерковной жизни в Нортумбрии до IX в., когда он подвергся неоднократнымнападениям скандинавов и был полностью разрушен. С XII в. он носит названиеХоли-Айленд (Святой остров).


463 Остров, который Беда называет Hii, носит в латинских источниках названиеinsula Iona или Iova (англ. Iona). Его прежнее название неизвестно, и,возможно, имя Иона (древнееврейск. «голубь») он получил по ассоциации слатинизированным именем основателя монастыря Колумбы (латинск. «голубь»).Монастырь, существовавший на Ионе с 565 г., оказал большое влияние на культуруне только Ирландии и Англии, но и других стран Европы; он был центромирландского миссионерского движения VII-VIII вв. В монастыре процветалилатинская образованность и искусство книжной миниатюры; по всей видимости,существовало и летописание. Многие богатства Ионы погибли во время нападенийскандинавских пиратов в 795, 802 и 806 гг. После этого монахи покинули Иону иосновали новую обитель в Келлсе (Ленстер).


464 Согласно Беде, остров Иона был подарен св. Колумбе королем пиктов Бридепосле обращения последнего. По ирландской традиции, остров подарил Колумбе егородственник, король Далриады Коналл мак Кумгайл (правил в 558-574 гг.).


465 Юстин II или Младший – племянник Юстиниана, византийский император в 565-578гг.


466 Колумба или Колум Килле (Колумкилл) – один из великих святых ирландскойцеркви, почитаемый до сих пор. Он родился ок. 520 г. в семье вождя крупногоклана, родственника королевской династии О’Нейл. Колумба получил блестящееобразование в монастырях Клонард и Гласневин, потом сам основал монастыри вДерри и Дарроу. Он стал на сторону противников верховного короля Диармайта вбитве при Кул-Дремне и был в 563 г. изгнан из Ирландии. Явившись к королюпиктов Бриде, он крестил его, а затем обратил в христианство все королевствопиктов, основав в Шотландии множество церквей и монастырей. Все они вошли вмонастырскую «семью» Ионы, которую возглавлял Колумба. Он был горячимзащитником кельтской Пасхи и тонзуры. Умер Колумба в 597 г.; сохранилось дваего жития, одно из которых написано в конце VII в. известным аббатом ИоныАдамнаном.


467 Южные пикты населяли Фортриу – область, отделенную от северных пиктовГрампианскими горами. В VI-VII вв. эта территория была частично захваченаНортумбрией.


468 Св. Ниниа или Ниниан жил в V в. и основал монастырь Кандида-Каса (Уитхорн) вГолуэе. Его житие не сохранилось, хотя на нем основана одна англосаксонскаяпоэма VIII в. Слова Беды «как говорят» (ut perhibent) здесь, как и в другихместах, означают, что автор не имел письменных свидетельств о том, что онописывал.


469 Латинское Candida Casа; англы назвали это место Уитхорн («Белый рог» или«мыс»). В 731 г., когда Голуэй находился под контролем Нортумбрии, там былоосновано самостоятельное епископство. Как и сама церковь, оно было уничтоженоскандинавами в начале IX в.


470 Бриди (вернее Бриде) мак Мелхон правил пиктами около 557-586 гг. Имя Бридебыло традиционным у королей пиктов.


471 Имеется в виду знаменитый монастырь Дарроу в Ленстере. В VII в. там былосоздано богато иллюстрированное Евангелие (Codex Durmachensis), которое нынехранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине.


472 Система церковного управления в Ирландии отличалась от принятой в другихстранах Европы. Формально епископы были главами церкви, но многие из них неимели своих диоцезов и жили в монастырях или в отшельничестве. Позже, когдаморальный дух ирландской церкви упал, появилось много жалоб на недолжный образжизни этих «бродячих епископов»(episcopi vagantes).


473 Хотя Беда общался с Адамнаном, он, видимо, не знал написанного последним«Жития Колумбы». Этот памятник неоднократно издавался и переводился наанглийский язык (лучший перевод: Adomnan’s Life of Columba/ Tr. A. O. and M. O.Anderson. London, 1961).


474 Флп. 3:15.


475 В сочинении Беды содержится практически вся информация о св. Айдане,известная нам. Его происхождение неизвестно; имя представляет собойдиминутивную форму ирландского Aedh (Айд).


476 Сегене – пятый аббат Ионы в 623-652 гг.


477 У ирландцев, как и у англосаксов, верхом ездили только представители знати,поэтому святые из смирения отказывались от этой привилегии.


478 Любопытно, что «вялость» (segnitia) охватила церковь англов так скоро послетех аскетических подвигов и чудес святости, о которых повествует Беда. Опричинах этой «вялости» он ничего не говорит, но неоднократно обличает ее всвоих сочинениях, в особенности в письме к Эгберту (см. ниже).


479 Обычай заучивать на память большие отрывки из Библии, особенно псалмы,ирландские монахи восприняли у ранних египетских отцов. По сообщению Беды,епископ Вилфрид в молодости выучил наизусть всю Книгу Псалмов (V.19).


480 Среда и пятница были у христиан постными днями начиная с III в. Эта практикабыла воспринята у евреев, которые постились по понедельникам и четвергам.


481 Имеются в виду те, кто был захвачен в плен во время частых войн междуанлосаксонскими королевствами. Их часто использовали как рабов в самой Британииили продавали за море франкам или фризам (см. историю, рассказанную вIV.24).


482 Гектор Боэций (Бойс) в латинской «Хронике Шотландии», написанной в XVI в.,называет имя этого неудачливого миссионера – Корман.


483 1 Кор. 3:2 – «Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не всилах».


484 Освальд действительно пользовался верховной властью над большей частьюанглосаксонских королевств, а также над Южной Шотландией и некоторыми частямиУэльса. Адамнан в своем «Житии Колумбы» именует этого короля «императором всейБритании» (totius Britannniae imperator).


485 Имеется в виду Беббанбург (ныне Бамборо), который был в VII-VIII вв.столицей Нортумбрии. Бебба или Бибба была первой женой короля Этельфрита иматерью Энфрита. Освальд был сыном второй его жены Ахи, дочери короля ДейрыЭллы и сестрой короля Эдвина. Таким образом, Освальд был связан с королевскимиродами как Берниции, так и Дейры.


486 Кинегисль или Кинегильс правил в Уэссексе в 611-642 гг.


487 Бирин был епископом западных саксов ок. 640-650 гг. Вообще Беда плохо знаето событиях в Уэссексе и мало сообщает о положении церкви в этом королевстве. Онничего не говорит о набиравшем силу в начале VIII в. миссионерском движении идаже о деятельности «апостола германцев» Винфрида-Бонифация, уроженца Уэссекса.Его информацию дополняют сообщения «Англосаксонской хроники», написанной вУэссексе.


488 На деле Астерий был епископом Милана, но был изгнан в Геную лангобардами –сторонниками арианства.


489 По данным «Жития Освальда», написанного Симеоном Дарэмским в XII в., этудочь звали Кинебургой. Видимо, она вступила в брак с Освальдом незадолго дооего гибели и не успела родить ему наследников.


490 Ныне Дорчестер в графстве Дорсетшир. По данным традиции, именно тампроизошло крещение короля Кинегисля.


491 Хэдда стал епископом Уэссекса в 676 г.; при нем кафедра была перенесена вгород Вентакастир (у Беды латинизированное Вента, ныне Винчестер), гденаходилась и королевская резиденция. Возможно, он также основал или восстановилзнаменитый монастырь в Гластонбери; по данным Уильяма Малмсберийского, в этоммонастыре стояла каменная пирамида с посвящением Хэдде.


492 Кенвалк или Кенвал правил в 643-672 гг. Видимо, он был как-то связан сНортумбрией, поскольку дружил с Бенедиктом-Бископом и с королем Альдфритом.


493 Анна или Энна был королем восточных англов в 635-654 гг. Все его дочери –четыре родных и одна приемная – стали монахинями и позднее были канонизированы.Старшая из них, Этельфрита, сделалась женой короля Нортумбрии Эгфрита, а потомаббатиссой Эли (о ней см. IV.19). Другая дочь Сексбурга, жена короля КентаЭрконберта и мать Эрконготы, была аббатиссой Эли после сестры. Третья дочьЭтельбурга стала аббатиссой монастыря Бри в Галлии. О четвертой дочери,Виктбурге, Беда не упоминает, но из документов ХI в. следует, что она былапохоронена в том же монастыре Эли. Приемная дочь Анны Сефрита также былааббатиссой в монастыре Бри (см. III.8).


494 Франкская форма имени Этельберт. Видимо, он, как и Вине, был посвящен вепископы без диоцеза. Он говорил на каком-то из франкских диалектов, которыйанглосаксы понимали, но считали «варварским». Из Уэссекса он не отправилсяпрямо в Галлию, а пробыл четыре года в Нортумбрии, где посвятил в священникиВилфрида и присутствовал на соборе в Витби (Стренескальке). После этого он былизбран епископом Парижа и оставался им до своей смерти в 680 г.


495 Имеется в виду Париж, который в римское время назывался Лютеция паризиев(Lutetia Parisiorum) по имени жившего в окрестностях галльского племени.


496 Иов. 42:16.


497 За что был изгнан Вине, неизвестно. Учитывая сказанное далее о покупке имепископства, можно предположить, что его изгнали за симонию (торговлюцерковными должностями), которая в то время стала обычной в его роднойгалльской церкви, но еще не прижилась в церкви английской.


498 Ученый грек Теодор был архиепископом Кентерберийским в 668-690 гг. О нем см.ниже.


499 Леутер был епископом Винчестера в 670-676 гг. Здесь под «синодом» (synodica)имеется в виду собрание представителей светской и духовной власти королевства(то же, что витанагемот).


500 Эрконберт или Эркенберт был королем Кента в 640-664 гг.


501 Имеется в виду Великий пост.


502 Фара или Бургундофара происходила из королевского рода бургундов. Она былапострижена в монахини св. Колумбаном против воли ее отца, который за это изгналКолумбана из своих владений. После она стала первой аббатиссой монастыря Бринедалеко от Парижа. Это был двойной монастырь (мужской и женский); обычно такиемонастыри возглавляли женщины из знатных родов. В Англии такие монастыри(Витби, Баркинг, Колдингем) процветали в VII-VIII вв., но позже исчезли –видимо, в результате скандинавского завоевания.


503 Это монастыри Бри, Шелль и Андели-сюр-Сен (все недалеко от Парижа).


504 Номисма (nomisma) – этим греческим словом часто назывались римские золотыесолиды, имевшие хождение во всей Европе в раннем Средневековье.


505 Сладковатый запах разложения из вскрытой могилы часто рассматривался какпризнак святости. Впрочем, останки святых очень часто издавали благоуханиечерез много лет после смерти, когда всякое разложение должно былозавершиться.


506 Беда упоминает о четырех случаях нетления тел святых. Это Этельбурга,Фурсей, Этельфрита и Кутберт. Хотя церковь никогда не рассматривала нетлениемощей как обязательный признак святости, оно было дополнительным аргументом дляканонизации. С другой стороны, по распространенному поверью, тела проклятыхлюдей – чародеев, оборотней, вампиров – также не подвергались разложению.


507 7 июля.


508 По мнению большинства историков, это местечко Освестри в графстве Дербишир,название которого происходит от слов «древо (т. е. крест) Освальда». То, чтооно находится за пределами Нортумбрии, косвенно доказывает, что Освальд самвторгся во владения Пенды.


509 Еще один случай наименования дня по новому стилю.


510 Как и в России, у англосаксов замужние женщины должны были на людяхпокрывать голову платком (у Беды linteum, «льняное полотно») или собирать их вприческу. Судя по этому сообщению, такого обычая придерживались и девушки.


511 Покоренное анлосаксами кельтское население продолжало жить на своих земляхна положении полусвободных, обязанных платить ежегодную дань завоевателям. Помере развития феодализма бритты смешивались с зависимыми категориямианглосаксов; окончательное уравнение их в правах имело место после нормандскогозавоевания.


512 В домах бриттов и англосаксов крыша поддерживалась деревянными столбами свбитыми в них крючьями, на которые вешали предметы домашнего обихода.


513 Осфрида или Острит была женой короля Мерсии Этельреда. В 697 г. ее убилипредставители мерсийской знати, о чем Беда упоминает в хронологическом итоге«Истории».


514 Этельред или Этельберт, сын Пенды, был королем Мерсии в 675-704 гг. Послеэтого он стал монахом, а потом и аббатом в монастыре Барденей (ныне Бардни) вЛинкольншире.


515 По легенде, после этого случая монахи Бардни не закрывали ворот обители ниднем, ни ночью. До сих пор в Линкольншире тому, кто не закрывает за собойдверь, говорят: «Ты что, приехал из Бардни?»


516 Имеется в виду королевский штандарт или «туфа» (см. прим. 415).


517 Сакрарий (sacrarium) – в данном случае кладбище возле церкви.


518 Об аббатиссе Эдильхильде (Этельхильд) ничего не известно. Этельвин былепископом Линдсейской провинции в 680-692 гг. Монастырь Элдвина Партеней(Партни) также находился в Линкольншире. В II,16 «Истории» Беда упоминаетаббата этого монастыря Деду.


519 В оригинале capsella (от латинского capsula) – маленькая коробочка или дажеладанка.


520 В совместных монастырях мужская и женская части (locum virorum и locumfeminium) отделялись друг от друга оградой с воротами, которые на ночьзапирались во избежание соблазна. То, что это не всегда помогало, демонстрируетрассказ Беды о монастыре Колдингем (IV.25).


521 Скрытая цитата из «Энеиды», II.1 – «смолкли все, со вниманьем к нему лицомобратившись» (пер. С. Ошерова).



522 В оригинале nocturni timor. Имеется в виду сильный страх или припадок,вызванный одержимостью.


523 Голова Освальда была помещена в гроб святого Кутберта в Линдисфарне и позжевместе с останками этого святого перенесена в Дарэм. В 1827 г. ее обнаружилипри вскрытии гробницы Кутберта. Тело похоронили в монастыре Бардни, а послеразорения его скандинавами в 909 г. перенесли в Глостер. Вероятно, Виллиброрди другие англосаксонские миссионеры отвезли частицы мощей Освальда на континенти поместили в освященных в его честь церквах.


524 Слава короля Освальда распространилась по всей Европе, и ему было посвященоне менее 20 храмов в Германии, Франции и Северной Италии.


525 Акка был преданным соратником Вилфрида, а также другом Беды, которыйобращался к нему в нескольких своих работах. Он побудил Эдди написать известное«Житие Вилфрида». Акка стал епископом Хексема в 709 г., в 731 г. был изгнаноттуда и умер в Хексемском монастыре около 740 г.


526 Виллиброрд или Виллиброд был апостолом фризов и первым епископом Утрехта.Он обучался в монастыре Рипон у Вилфрида, который и направил его во Фризию в690 г. Знаменитый деятель «Каролингского возрождения» Алкуин написал «Житие»Виллиброрда в стихах и прозе.


527 Освиу правил в Берниции в 642-655 г., во всей Нортумбрии – в 655-670 гг. Онбыл последним из упомянутых Бедой «верховных королей» (бретвальда).


528 Эти двое сражались против Освиу в его битве с языческим королем мерсийцевПендой. Эдильвальд (вернее Этельвальд), сын Освальда, после убийства Освина(см. ниже) был королем Дейры до 655 г. После него, возможно, там правилАльфрид, но вскоре после 664 г. был смещен – вероятно, вследствии его заговорапротив отца.


529 10 октября.


530 Итамар был епископом Рочестера в 644-657 гг. Он стал первым епископоманглосаксонского происхождения.


531 Освин был королем Дейры в 644-651 гг. Это сын того Осрика, который вернулсяк язычеству и был убит королем бриттов Кадваллоном. Возможно, именно благодарярассказу Беды о его добродетели Освин был канонизирован в VIII в. В Тайнемуте,где он был похоронен, выстроили церковь, где, по преданию, происходили чудесаисцеления.


532 Место не установлено.


533 20 августа.


534 Ныне Гиллинг в графстве Йоркшир.


535 Как сказано в III.24 монастырь был выстроен по просьбе королевы Энфледы. Егопервый аббат Трумхер был родственником убитого короля. В этом монастырепроходил послушание Кеолфрит, будущий аббат Уирмута, от которого Беда,возможно, и узнал историю Освина.


536 У англосаксов, как и у других германских народов, знатные юноши частоприходили к знаменитому королю, чтобы стать его дружинниками.


537 В оригинале stratus regaliter, что может означать и «попона, даннаякоролем», и «попона королевского, т. е. богатого вида».


538 То есть на ирландском (гэльском).


539 31 августа 655 г.


540 Позже он стал аббатом монастыря Гейтсхед, как говорится в III,21.


541 Кинемунд – часто встречающееся англосаксонское имя (означает «защита рода»).В «Житии Кутберта» Беда также ссылается на некоего Кинемунда, жившего вЛиндисфарне, но, очевидно, речь идет о другом лице.


542 Имеется в виду Бамборо; о походе Пенды на этот город ничего не известно, ноон мог иметь место сразу же после убийства Освальда.


543 Это самый большой из 17 островов Фарне, находящихся между Бамборо иЛиндисфарном. Он стал особенно известен после того, как там жил отшельником св.Кутберт (см. IV.28).
Методические рекомендации к учебникам математики для 10 11 классов - страница 3,
Российские сми о мчс мониторинг за 7 сентября 2011 г - страница 61,
Об утверждении Программы развития животноводства в Гомельской области в 2011-2015 годах,
Дементье в александр Николаевич Нормативное правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации,
Ежеквартальныйотче т открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - страница 8,
Победители и призеры - Итоги заочной областной предметной олимпиады «Живая математика» 2 класс Победители и призеры №,
Про проект програми зайнятості населення Скадовського району на 2012 2014 роки - страница 5,
Конспект по предмету «Новый Завет» - страница 10,
Отчет о работе главы Администрации города Сарова, Администрации города Сарова за 2011 год принять к сведению (прилагается) - страница 6,
Глава 11. Медитация - Ахмедов Т. Н. А 95 Гипноз. Новейший справочник,
Приложение 18 - Отчет по контрольной и правоприменительной деятельности Департамента за 1 полугодие 2011 года г. Астана,
Низкомолекулярные биорегуляторы,
Мониторинговое обеспечение - Публичный отчет муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия»,
Резюме - страница 8,
«Мексика» - страница 2,
Http://www koob ru - страница 27,
Программы «Развитие управления» 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» - страница 28,
ТУР ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ «ЗНАКОМСТВО С ПЕТЕРБУРГОМ» - Программа для школьников 1х-3х классов!,
Містять теоретичні відомості про організацію начального процесу бакалаврів з напряму «Програмна інженерія» - страница 2,
Общество с ограниченной ответственностью "АтомЭнергоИнжиниринг" 1/11995,
1.4Компоненты Водной инициативы ЕС - Водная инициатива ес,
4.2. Запасы в залоге - Единица измерения: тыс руб млн руб,
ЕЩЕ РАЗ О МАСТЕРСТВЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ - З. В. Савкова Искусство оратора,
Марцинковская Т. Д. М 29 История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений - страница 26,