Глава 3 - В. А. Попов Экзегетика Оглавление Лекция

Глава 3
Стих 1: "Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большому осуждению".

В то отдаленное время, когда Спаситель с учениками пребывал в Палестине, среди фарисеев было особенное стремление занимать почетное место учителя (Матф.23,7-8; Римл.2,17-21). По-видимому, такое стремление начало проявляться и в Церкви Христовой. Обычно, когда церковь пребывает в покое, тогда многие христиане, даже без соответствующих дарований добиваются высоких мест в служении, но когда церковь находится в испытаниях, тогда лишь преданные Господу и делу Его остаются на своих местах, и тогда церковь испытывает большую нужду в служителях Господних. Учительство в церкви - это проповедническое служение, преподающее верующим Слово Божие. Для этого сам учитель, то есть проповедник, должен не только хорошо знать Писание, но и иметь дарование здраво преподнести его сердцам слушающих. Он должен по своей личной жизни быть "образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1Тим.4,12), во всем показывать в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность (Тит.2,7).

Во все времена церковь нуждалась в истинных, одаренных, избранных Духом Святым учителях церкви, которые не из корыстных целей, а из любви к Господу и Его делу, получив особое внутреннее побуждение, посвящают себя на служение. Такие служители имеют благословенный успех в деле Господнем. Но бывает, что на церковное служение проникают и такие люди, которые из личной славы и корысти, будучи непризванными, сами себя делают учителями церкви.

Уча других и не выполняя в жизни того, что преподаем, мы подвергаемся большому осуждению, как от Бога всевидящего, так и от верующих. Мы должны усиленно молить Господина жатвы, чтобы Он Сам вызвал делателей на жатву Свою (Матф.9,37-38). Церковь нуждается не в тех учителях, которые сами себя делают учителями и служителями церкви, но в тех, которые поставлены Духом Святым (1Кор.12,28; Ефес.4,11). А кого Дух Святой поставляет, тех Он наделяет соответствующими дарами. Будем оберегать церковь от таковых, о которых сказано: "Я не посылал пророков сих, а они сами побежали" (Иер.23,21). В Ветхом Завете мы видим глубокое смирение у тех служителей, которых Господь призвал на служение. Они сознавали свою нищету и свои недостатки. Так, например, при избрании вождь и пророк древнего Израиля Моисей сказал Господу: "О, Господи! человек я не речистый... пошли другого, кого можешь послать" (Исх.4,10-13). Пророк Иеремия сказал: "О, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод" (Иер.1,6). Пророк Исайя видел свою нечистоту: "Я человек с нечистыми устами" (Ис.6,5). Когда пророк Иеремия решил больше не напоминать о Господе, сознавая свое недостоинство, и не говорить более во имя Его, то почувствовал в сердце своем как бы горящий огонь, и он утомился, удерживая его и не мог удержать этот огонь и стал снова ревностным свидетелем (Иер.20,9). Так Господь избирает и побуждает смиренных духом служителей Своих.

Стих 2: "Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело". Апостол Иаков, включая и себя, признает, что мы все, призванные к святой неукоризненной жизни, способны согрешать, и особенно согрешать в словах. Стремясь к чистоте и святости, мы исследуя себя, вновь и вновь видим, как мало в жизни нашей отображается Христос, как мало у нас совершенства. Избавившись в день возрождения от грубых грехов плоти, мы вновь обнаруживаем в себе несовершенство в наших словах и мыслях. Мы способны оскорблять Духа Святого своим раздражением, гневом, криком и недобрым, злым словом, в то время как из наших уст должно исходить только доброе. (Ефес.4,29-31). Господь хочет, чтобы мы не согрешали, но Он снисходит к нашим недостаткам и становится ходатаем за наши согрешения перед Отцом Небесным (1Иоан.2,1). Оживотворенный Духом Святым человек не плывет по течению греховной жизни, но стремится сохранять сердце свое в чистоте. "Когда в пути своем нежданно поскользнусь, к груди Христа тотчас склонюсь и укреплюся в Нем", - поем мы в одном гимне.

В деле учительства мы можем согрешать в слове, когда, не имея достаточно глубокого познания, преподаем истины в неверном духе. Кто хочет быть учителем, тот должен: постоянно исследовать Писание, понимать божественные мысли Ветхого и Нового Заветов, быть твердым в познании основных истин вероучения и догматики нашего упования, ревностным и верным служителем церкви, любящим свое служение.

Стихи 3-6: "Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их: вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направлвяются, куда хочет кормчий: так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает: и язык - огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны". Маленький член нашего тела - язык имеет громадное влияние на всю нашу жизнь. Сатана часто пользуется слабостью нашего языка, чтобы через него воспалить круг нашей жизни среди близких и окружающих нас людей и создать порой невыносимое положение. Христианин, стремящийся к совершенству, должен научиться обуздывать и управлять языком своим. Как кони идут по желаемому направлению благодаря удилам, вкладываемым им в рот, как небольшой руль направляет корабль к тихой пристани, несмотря на встречные бури и ветры, так верующий человек среди всех бурь и противных ветров, возбуждающих нервы, должен обуздывать и удерживать свой язык, чтобы в сердце его был сохранен покой во Христе Иисусе.

Как небольшой огонь уничтожает леса пожаром, поля, дома и другие ценности, так злой язык разрушает долголетнюю дружбу, разрывает узы семейной жизни. Зажженный адским пламенем зла, язык порождает ненависть, злобу, ложь, раздоры. "Изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их", - восклицает псалмопевец Давид (Пс.139,4). Любящий муж порой от незначительной причины извергает, как из доменной печи, горячую лаву злоречия, а жена сварливостью языка своего разрушает семейное счастье. Так воспаляется круг жизни, принося большие страдания,- горе и печали. Христианин должен вовремя направить русло своей жизни среди бури в тихую гавань. "Кротостию склоняется к милости вельможа, а мягкий язык переламывает кость" (Пр.25,15), - изрек в свое время мудрый Соломон.

Стихи 7-12: "Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию; из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины, или виноградная лоза смоквы: также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду". Казалось бы, как странно: человек, который способен укрощать даже самых страшных диких зверей, вдруг не может укротить свой язык, который, исполненный смертоносного яда, может стравливать и других людей. Но это действительно так. Одним и тем же языком человек способен благословлять Бога и проклинать людей; язык может наносить более глубокие раны, чем меч и пуля. Но этого не должно быть среди братства, среди уверовавших в Господа и познавших силу Его воскресения. Господь зовет нас в Свою школу, чтобы научиться у Него кротости и смирению (Матф.11,29).

До тех пор, пока человек надеется на собственную силу, он не сможет укротить свой язык. Чудесная благодать Божия, нисходящая свыше на очищенное Кровью Христа сердце, дарует силу для благочестивой жизни. Греховная сила языка настолько велика, что и верующие нуждаются в продолжительном воспитании Бога. Слова верующих должны быть приправлены солью благодати Божией, таким образом, все зависит от того, чем наполнен наш внутренний человек. Сердце, наполненное Христом и Его благодатью, не может изливать горькую воду.

Стих 13: "Мудр ли и разумен кто из вас? докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью". "Язык мудрых сообщает знания" (Пр.15,2); "язык мудрых врачует" (Пр.12,18), - говорит также Соломон. Мир устал от слов, - он требует мудрости, доказанной благочестивой жизнью. Исповедующий имя Христа обязан доказать, что принятое им евангельское учение является необходимой жизненной силой, укрощающей не только язык, но и преобразующей характер и поведение человека; что Господь не только спасает душу от вечной гибели, но и дарует свыше силу для умерщвления плотских дел (Римл.8,13), дабы явить не на словах, а на деле, в жизни свет Христов (Матф.5,16). Верующий призван жить тихо, поступать благоприлично перед внешними (1Фес.4,11-12). При всех трудных и бурных обстоятельствах жизни и даже несправедливости мы должны проявлять мудрую кротость, которая должна сделаться известной окружающим (Филип.4,5). Мы призваны все делать без ропота и сомнения и сиять добрым поведением, "как светила в мире" (Филип.2,14-15).

Стихи 14-16: "Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину: это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская; ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое".

Почему даже в церквах Христовых разрушается мир и покой, и там возникает все худое, плотское, споры и разногласия? Часто, отстаивая якобы чистоту и справедливость, мы наполняемся духом осуждения других и не замечаем, что в сердце вселилась горькая зависть и сварливость: почему он, а не я избран на это служение, разве я хуже его? И вот сердце наполняется недовольством и ропотом: то брат не хорош, то хор не на месте, то тарелочный сбор не нужен и т.д. И этот ропот мы передаем другим.

Зависть - это скрытое чувство, которое проявляется как скрытно, в наших сердцах, так открыто - в нашем постоянном недовольстве и сварливости. Разбираясь и копаясь в чужих грехах, мы все больше загрязняем свое сердце; лукавый дух осуждения овладевает нами, и мы позволяем нашему языку сеять не благословенные семена мира и любви, а слова соблазна. В Слове Божием только в одном случае разрешается осуждение: это осуждение самого себя (1Кор.11,31). Сколько страдания и сколько ран наносится горькой завистью и сварливостью, разделениями, осуждениями других, пересудами разного рода, презрением и оскорблением, ибо все это исходит от наших плотских вожделений. Будем оберегать свои сердца и наши церкви от такого духа, приносящего разделения, неустройства и все плохое, препятствующее процветанию личной жизни и благоденствию церквей.

Стихи 17 и 18: "Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир". Апостол перечисляет чудесные свойства мудрости, нисходящей свыше, от Бога. Мудрость свыше содержит в себе: 1) чистоту сердца, совести и жизни, искание истинной чистоты и святости, проявляется во всем; 2) мир - искание мира со всеми; 3) скромность - скромное поведение; 4) послушание - смирение, с радостью принимающее любое служение, большое или малое, как из руки Господа; 5) милосердие - любовь, спешащая на помощь, исходящая от сердца, преисполненного сострадания, снисхождения, взаимопонимания и сочувствия; 6) добрые плоды - все проявляется не только на языке, но на деле, в жизни; 7) беспристрастие и нелицеприятие, имея которые, человек ко всем относится одинаково.

Мудрость свыше преображает нас в образ Иисуса Христа, в Его святые чувствования. Подобно Ему, и мы должны, проходя мимо несправедливости и раздоров, нести светлую чистоту, благословенный мир и жизнь, полную добрых плодов, дела милосердия, оставаясь при этом скромными, послушными, беспристрастными учениками Христа. Да ниспошлет нам Господь больше мудрости свыше!
^ Контрольные вопросы
1. Объясните: "не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою..."

а) равенство верующих во Христе Иисусе (ст. 1-4);

б) греховность лицеприятия и презрения бедных (ст.5-7).

2. Истолкуйте: "Ибо суд без милости не оказавшему милости, милость превозносится над судом" (ст. 12-13).

3. Объясните: "Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе" (ст. 14-17). Взаимосвязь веры и дел; оправдание перед Богом по вере и делам.

4. Глава 3. Истолкуйте стихи 1-2.

5. Объясните: "Так и язык - небольшой член, но воспаляет круг жизни (ст.3-6)... неудержимое зло..." (ст.7-12). Укажите на средство укрощения языка.

6. Истолкуйте: "Мудр ли и разумен кто из вас? Докажи это на самом деле..." (ст.13).

а) земная мудрость (ст. 14-16);

б) сходящая свыше (ст. 17-18).
Конрад Лоренц. Агрессия - страница 11,
Информационно-аналитические данные - Международный конкурс для детей и молодёжи «Образование за мир» Италия. Город...,
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - Министерство образования и науки Российской Федерации,
Гост 5686-94 межгосударственный стандарт грунты методы полевых испытаний сваями - страница 10,
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ - Гуссерль логические иследования картезианские размышления,
Азбука человекознания,
Реестр организаций, оказывающих услуги по отдыху и оздоровлению населения, в Тюменской области в 2011 году - страница 9,
СЕНТЯБРЬ - Рождество Христово,
Лауреати Національної премії України імені Тараса Шевченка: Хмельницька область: до 50-річчя з часу заснування премії: біобліогр вид. / Упр,
Http://www phantastike ru - страница 11,
Ежеквартальный отчет открытое акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» (указывается полное фирменное наименование (для некоммерческой организации наименование) эмитента) - страница 49,
Часть VII Самадхи - Восемь лекций по йоге предисловие к изданию на английском языке,
Артемова Любовь Александровна старший преподаватель Управление офисом: Учеб методический комплекс / Авт и сост.: Л. А. Артемова. Омск , 2010. 49 с учебно-методический комплекс - страница 4,
Орієнтовні об’єкти екскурсій - Авторські права на текст програми "Хімія, 7-11 кл." належать Міністерству освіти...,
Рабочая программа «В здоровом теле здоровый дух!» 2010 2014 г г - страница 2,
Глава 7 ^ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ - Г. Г. Литаврин как жили византийцы,
Стаття 67. Форма договору страхування - Закон України "Про внесення змін до Закону України ",
1.5.2 Пассажирское сообщение - Департамент строительства, жкх и транспорта Белгородской области,
Указатель включает в себя библиографическое описание изданий, размещенных на нетрадиционных носителях и на сайте тгу. В 171-ом разделе источники сгруппированы по темам, а внутри каждого из них они расположены по алфавиту - страница 28,
Конкурс проводится в целях выявления передового педагогического опыта и поддержки творчески работающих педагогов системы образования Вологодской области Задачи Конкурса,
Малого и среднего предпринимательства в городе москве - страница 22,
Тендерная документация, предоставляемая потенциальным поставщикам для подготовки тендерных заявок и участия в открытом тендере по закупкам услуг по технической поддержке и ремонта телекоммуникационного оборудования - страница 28,
Учебное пособие для студентов 3 класса Сергиев Посад - страница 6,
Глава 7 - Сергей Лукьяненко,