Барнаул - Учебно-методический комплекс по дисциплине мировая экономика Специальность

Барнаул
2010

^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Современное мировое хозяйство: понятие, структура, субъекты и тенденции развития


Продолжительность 2 часа


План семинарского занятия:

Вопросы, выносимые на обсуждение


1. Характеристика основных понятий курса «Мировая экономика»

2.Этапы развития современного мирового хозяйства.

3. Структура мирового хозяйства.


Практические задачи, задания и упражнения



Перечень (образцы) раздаточного материала,

используемого на занятии


Для выполнения практического задания 1 воспользуйтесь таблицей, характеризующей структуру валового продукта (см. приложение 7.) Остальные материалы приложений содержатся на компакт-диске «Мировая экономика».


Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятия


Для ознакомления и работы со статистическим материалом, содержащимся в виде приложений на компакт-диске «Мировая экономика», необходима следующая аудио-, видеоаппаратура: мобильный мультимедиа проектор, экран, ноутбук.


Рекомендации студентам по подготовке к занятию


Осваивая эту тему, необходимо обратить особое внимание на содержание и сущность категорий, составляющих науку и дисциплину «Мировая экономика»; характеристику субъектов мирового хозяйства, его объектов и процессов взаимодействия всемирного хозяйства и национальных экономик.

Литература

  1. Авдокушин Е. Международные экономические отношения: Учебное пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. – 318 с.

  2. Акопова Е.С.. Воронкова О.Н.. Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 407 с.

  3. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 400 с.

  4. Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций. – М.: «Маркетинг». 2000.


Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы:

  1. Что представляет собой мировое хозяйство?

2. Основные субъекты мирового хозяйства.

3. Какие факторы определяют развитие мировой экономики?

4. Назовите основные группы стран в мировом хозяйстве.

5. Какие критерии положены в основу классификации стран мирового хозяйства.

6.Перечислите основные тенденции развития мирового хозяйства.


^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Международное разделение труда –

основа мирового хозяйства

Продолжительность 2 часа


План семинарского занятия:

Вопросы, выносимые на обсуждение


  1. Сущность международного разделения труда.

  2. Основные факторы и показатели развития МРТ.

  3. Международная специализация и кооперирование производства.


Практические задачи, задания и упражнения


1. Изучите данные приложения 7. Определите коэффициент специализации производства для групп стран и регионов мира и сформулируйте выводы.

2. Изучите приложение 2. Охарактеризуйте положение стран в международной торговле с точки зрения моноспециализации и диверсификации. Сформулируйте выводы.


Перечень (образцы) раздаточного материала,

используемого на занятии


Для выполнения практических заданий воспользуйтесь таблицами, содержащимися в приложениях 7 и 2.


Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятия


Для ознакомления и работы со статистическим материалом, содержащимся в виде приложений на компакт-диске «Мировая экономика», необходима следующая аудио-, видеоаппаратура: мобильный мультимедиа проектор, экран, ноутбук.


Рекомендации студентам по подготовке к занятию


При изучении данной темы необходимо раскрыть сущность теорий, позволяющих ответить на вопрос: что лежит в основе МРТ.

Речь идет о теориях абсолютных и сравнительных преимуществ. Особое внимание следует обратить на характеристику различных видов и форм международной специализации и кооперирования производства.

Литература

  1. Гурова И.П. Мировая экономика: учеб. для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика» / И.П.Гурова. – М.:Омега-Л, 2007. – 394 с.

  2. Киреев В.К. Международная экономика. Часть I. – М., 2000. – 416 с.

  3. Воронин В.П., Кандакова Г.В., Подмолодина И.М. Мировое хозяйство и экономика стран мира: Учеб. пособие /Под ред. В.П.Воронина. – М.:Финансы и статистика, 2007. – 240 с.


Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы:


  1. Страна Х продает в страну У естественный ресурс (природный газ, нефть, уголь). Такие взаимоотношения в мировой экономике относятся к:

А. Международному разделению труда;

Б. Международной кооперации;

В. Международному разделению иных факторов производства;

Г.Международному добровольному экологическому движению;

Д. Верны ответы А, Б, В.


  1. Каково содержание теорий абсолютных и сравнительных преимуществ?

  2. Что такое МРТ?

  3. Перечислите этапы развития МРТ.

  4. Какие виды международной специализации вы знаете?


^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Ресурсный потенциал мирового хозяйства.

Продолжительность 2 часа


План семинарского занятия:


Вопросы, выносимые на обсуждение


  1. Природные ресурсы в мировой экономике.

  2. Человеческие ресурсы в мировом хозяйстве.

  3. Финансовые ресурсы мирового хозяйства.

  1. Научно-технический потенциал и его роль в развитии современного мирового хозяйства.


Практические задачи, задания и упражнения


1. Изучите данные приложения 15. Сформулируйте выводы по поводу динамики производства минеральных продуктов.

2. Даже небольшой темп прироста населения дает большой абсолютный прирост и оказывает большое влияние на численность населения. В 2002 г. население мира составляло 6,2 млрд. человек. Если среднегодовой темп прироста населения составлял бы 1,1%, какой прирост населения имел бы место в 2002 г.?


Перечень (образцы) раздаточного материала,

используемого на занятии


Для выполнения практического задания воспользуйтесь таблицей, содержащимися в приложении 15.


Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятия


Для ознакомления и работы со статистическим материалом, содержащимся в виде приложений на компакт-диске «Мировая экономика», необходима следующая аудио-, видеоаппаратура: мобильный мультимедиа проектор, экран, ноутбук.


Рекомендации студентам по подготовке к занятию


При изучении первого вопроса необходимо особое внимание уделить проблеме рационального использования природных ресурсов. При рассмотрении второго вопроса необходимо уяснить понятия: «экономически активное население», «рынок труда», «рабочая сила». Затем перейдите к рассмотрению факторов, влияющих на спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. Характеризуя последний вопрос, выясните особенности финансирования научных исследований в России в отличие от большинства экономически развитых стран.

Литература

  1. Гурова И.П. Мировая экономика: учеб. для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика» / И.П.Гурова. – М.:Омега-Л, 2007. – 394 с.

  2. Воронин В.П., Кандакова Г.В., Подмолодина И.М. Мировое хозяйство и экономика стран мира: Учеб. пособие /Под ред. В.П.Воронина. – М.:Финансы и статистика, 2007. – 240 с.


Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы:


  1. Понятие экономических ресурсов.

  2. Классификация природных ресурсов.

  3. Как распределяются в мировом хозяйстве природные ресурсы?

  4. Особенности функционирования мирового рынка труда.

  5. Показатели, характеризующие научный потенциал страны.


^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Международная торговля как ведущая форма мирохозяйственных связей.

Продолжительность 2 часа


План семинарского занятия:


Вопросы, выносимые на обсуждение


  1. Теории международной торговли.

  2. Методы внешнеторговой политики.

  3. Особенности современной мировой торговли.

  4. Международная торговая политика в рамках ГАТТ/ВТО.

  5. Международный рынок услуг.


Практические задачи, задания, упражнения


!. Допустим, что страны Х и У производят автомобили и картофель и производственные возможности каждой на 1 единицу затрат таковы:





Страна Х

Страна У

Товар







Автомобили (млн. шт.)

30

40

Картофель (млн. т)

60

100


Обладают ли страны преимуществами? Как называются эти преимущества? Определите величину преимуществ каждой страны.


  1. Производство товаров Х и У в единицу времени в странах Альфа и Бета составляет:




Товар

Страна Альфа

Страна Бета

Х (кг в час)

10

1

У (шт. в час)

1

6


Следует узнать, в производстве какого товара Альфа имеет абсолютное преимущество, в производстве какого - Бета. Подсчитать количественный выигрыш от внешней торговли в обеих странах при обмене 10 кг товара Х на 6 шт. товара У.


Перечень (образцы) раздаточного материала,

используемого на занятии


Для эффективного усвоения материала темы следует воспользоваться статистическим материалом, содержащимся в приложениях 3 - 5, 35 на компакт-диске «Мировая экономика».


Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятия


Для ознакомления и работы со статистическим материалом, содержащимся в виде приложений на компакт-диске «Мировая экономика», необходима следующая аудио-, видеоаппаратура: мобильный мультимедиа проектор, экран, ноутбук.


Рекомендации студентам по подготовке к занятию


Международная торговля – это очень важное и сложное направление мирохозяйственных связей и с теоретической, и с практической точки зрения. В рамках данной темы особое внимание следует уделить анализу классических и современных теорий международной торговли, проанализировать принципиальные различия между ними. Кроме этого, важно точно представлять себе необходимость и направления внешнеторговой деятельности государств, инструменты этой деятельности и наличие такого наднационального института, как ВТО, его историю и цели. Совершенно нелишним будет постановка вопроса о неоднозначности вступления нашей страны в эту международную организацию.


Литература

1.Гурова И.П. Мировая экономика: учеб. для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика» / И.П.Гурова. – М.: Омега-Л, 2007. – 394 с.

  1. Киреев В.К. Международная экономика. Часть I. – М., 2000. – 416 с.

  2. Международные экономические отношения:: учеб. пособие / Л.П.Бородулина, И.А. Кудряшова, В.А. Юрга. – М.: Экономистъ, 2005. – 298 с.

  3. Международные экономические отношения /Под ред. И.П.Фаминского. 2-е изд. М.: Экономистъ, 2 004. – 480 с.


Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы:


  1. Теория Хекшера - Олина строилась на основе (выберите верный ответ):

А. Неравномерности распределения природных ресурсов;

Б. Исторических традиций развития экономики страны;

В. Различного уровня технологии;

Г. Различной фактороинтенсивности и факторонасыщенности.


  1. ^ Введение «добровольных» экспортных ограничений (выберите верный ответ):

А. Увеличивает благосостояние страны-импортера;

Б. Более выгодно стране-импортеру, чем использование импортной квоты;

В. Приносит выигрыш стране-экспортеру;

Г. Приносит выигрыш стран-экспортеру и стране-импортеру.


  1. ^ Если Великобритания имеет сравнительное преимущество в производстве автомобилей перед Францией, то (выберите верный ответ):

А. Специализация стран и торговля автомашинами между Великобританией и Францией невыгодны;

Б. Альтернативная стоимость производства автомобилей в Великобритании выше, чем во Франции;

В. Альтернативная стоимость производства автомобилей в Великобритании ниже, чем во Франции;

Г. Великобритании будет выгодно снижение спроса на автомобили.


  1. ^ ВТО является (выберите верный ответ):

А. Международной организацией, созданной в качестве противовеса ГАТТ;

Б. Международной организацией, осуществляющей валютно-финансовые расчеты на еврорынках;

В. Международной организацией, разрешающей военные конфликты;

Г. Международной организацией, консолидирующей миротворческие силы;

Д. Международной организацией, являющейся преемницей ГАТТ.


  1. ^ Протекционизм - это (выберите верный ответ):

А. Расширение границ рынка, база для массового производства и получения положительного эффекта;

Б. Вид внешнеторговой политики, позволяющий осуществлять ее в соответствии с законом сравнительных преимуществ;

В. Возможность использовать международную специализацию как основу роста прибылей производителей;

Г. Теория и практика регулирования внешней торговли, защищающая субъектов национальной экономики от иностранной конкуренции.


^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Международное движение капитала

Продолжительность 2 часа


План семинарского занятия:


Вопросы выносимые на обсуждение


  1. Сущность, этапы и факторы развития международной миграции капитал.

  2. Формы международной миграции капитал.

  3. ТНК: сущность, этапы развития, виды. Экономические преимущества и особенности деятельности ТНК.

  4. Инвестиционный климат и инвестиционные риски.



Перечень (образцы) раздаточного материала,

используемого на занятии


Для эффективного усвоения материала темы следует воспользоваться статистическим материалом, содержащимся в приложениях 25-28 на компакт-диске «Мировая экономика».


Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятия


Для ознакомления и работы со статистическим материалом, содержащимся в виде приложений на компакт-диске «Мировая экономика», необходима следующая аудио-, видеоаппаратура: мобильный мультимедиа проектор, экран, ноутбук.


Рекомендации студентам по подготовке к занятию

В ходе изучения данной темы необходимо обратить особое внимание на вопрос о ТНК. Транснациональные корпорации стали важнейшими действующими лицами в современном мировом хозяйстве, играя роль, которую трудно переоценить в системе МЭО. Анализируя роль ТНК в международной хозяйственной деятельности, следует остановиться на выяснении положительных и отрицательных последствиях деятельности ТНК.

Литература

  1. 1.Левичев В.Е. Современные тенденции мировой экономики: Учебное пособие. Барнаул: НОУ Московская академия препринимательства при правительстве г. Москвы. Барнаульский филиал, 2006. -168 с.

2.Международные экономические отношения:: учеб. пособие / Л.П.Бородулина, И.А. Кудряшова, В.А. Юрга. – М.: Экономистъ, 2005. – 298 с.

  1. Международные экономические отношения /Под ред. И.П.Фаминского. 2-е изд. М.: Экономистъ, 2 004. – 480 с.


Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы:


  1. Вывоз из страны капитала в предпринимательской форме означает (выберите верный ответ):

А. Вложения в экономику той или иной страны с целью получения процента;

Б. Вложения в экономику той или иной страны с целью получения прибыли;

В. Является частью вывоза ссудного капитала;

Г. Ни один из ответов не является верным.


  1. ^ Вывоз из страны капитала в ссудной форме означает (выберите верный ответ):

А. Вложения в экономику той или иной страны с целью получения процента;

Б. Вложения в экономику той или иной страны с целью получения прибыли;

В. Является частью вывоза предпринимательского капитала;

Г. Ни один из ответов не является верным.


  1. ^ Выберите из нижеперечисленного характеристики прямых инвестиций:

А. Покупка акций местных органов власти;

Б. Создание собственного производства за границей;

В. Предоставление займа местной компании;

Г. Покупка контрольного пакета акций местной компании.


  1. ^ Что из нижеперечисленного относится к прямым капиталовложениям:

А. Французский предприниматель приобретает за 50 млрд. иен акции компании «Мицубиси» (Япония);

Б. Он же покупает в Вашингтоне дом для проживания своей семьи;

В. Французская компания сливается с американской и акционеры французской компании частично обменивают свои паи на акции американской фирмы;

Г. Европейская компания строит завод в России и управляет им по контракту с Российским правительством.


  1. ^ Приток иностранных инвестиций в страну стимулируется созданием следующих условий для их реализации (выберите верные ответы):

А. Необходимо предоставить дополнительные льготы и привилегии;

Б. Необходимо защитить их от «некоммерческих» политических рисков;

Б. Достаточно предоставить стандартный, минимальный набор международных правил инвестирования;

Г. Для иностранного инвестора вполне достаточен национальный режим инвестирования.


^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: Международные валютно-кредитные

и финансовые отношения

Продолжительность 4 часа


План семинарского занятия:


Вопросы. выносимые на обсуждение


1.Мировая валютная система: сущность, виды, элементы.

2.Эволюция мировой валютной системы.

3.Валютный курс и факторы, его определяющие.

4.Валютный рынок и его регулирование.

5.МВФ и его роль в функционировании МВС.


Практические задачи, задания, упражнения


1. В потребительскую корзину входят три товара: А, В, С в количествах 5, 25 и 40 единиц при таких ценах:


Цена

А

В

С

В долларах

3

1

0,5

В рублях

45

25

15


Требуется рассчитать паритет покупательной способности доллара по отношению к рублю.


2. Имеется следующая информация о спросе и предложении на рынке фунтов стерлингов:


Цена фунта (в долларах)

2,00

2,10

2,20

2,30

2,40

2,50

Объем предложения фунтов (в млн.)


160


170


180


190


200


220

Объем спроса на фунты (в млн.)


200


190


180


170


160


150


Федеральная резервная система США (ФРС) устанавливает валютный курс на уровне: 1 фунт стерлингов =2,10 доллара. Должна ли ФРС в этой ситуации покупать или продавать фунты? Если да, то какое количество? Что произойдет в этом случае с официальными резервами США?


Рекомендации студентам по подготовке к занятию


Валютные отношения занимают особое место в системе МЭО. С их помощью опосредуется движение всех товаров, услуг и факторов производства между различными странами. Поэтому при изучении первого вопроса следует обратить внимание на сущность и составляющие мировой валютной системы. Необходимо уяснить понятия: «валюта», «национальная валюта», «иностранная валюта», «конвертируемая валюта». Далее необходимо проследить эволюцию международной валютной системы и развитие мирового хозяйства.

При рассмотрении третьего вопроса разграничьте понятия: «номинальный» и «реальный», а также «плавающий» и «фиксированный» валютные курсы. Обратите внимание на то, что естественным мерилом при сопоставлении национальных валют является их покупательная способность; выясните, как она определяется.

Четвертый вопрос начните с трактовки понятия валютного рынка, его классификации в зависимости от различных признаков, а также выяснения содержания выполняемых им функций.

Литература

1. Мовсесян А.Г,,Огнивцев С.Б. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 312 с.

2. Суэтин А.А. Международные валютно-финансовые отношения. – М.: КноРус,

2005.

3. Новой А. Введение полной конвертируемости национальной валюты: проблемы ьеории и практики //Вопросы экономики. 2005. № 3.

4. Роженцова Е.В. Мировая валютная система: возможный путь ее преобразования //ЭКО. 2004. № 5.


Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы:

1. Валютный курс - это (выберите верный ответ):

А. Цена денежной единицы страны, выраженная в

золоте;

Б. Цена денежной единицы страны, выраженная в

денежной единице другой страны;

В. Цена денежной единицы страны, выраженная

долларах США;

Г. Относительная цена валют;

Д. Относительная цена товаров, произведенных в двух странах.


^ 2. Перед вами три компонента, формирующих международные валютные отношения:

А. ЭКЮ;

Б. Евро;

В. СДР (специальные права заимствования).

Выберите один, имеющий принципиальные отличия от других, с точки зрения его места и роли в международных валютных отношениях.


  1. ^ Свободно конвертируемая валюта – это (выберите верный ответ):

А. Валюта страны, которая предусматривает свободный и неограниченный обмен на любые иностранные валюты, которая может использоваться любым держателем для расчетов по любым международным операциям без каких-либо ограничений;

Б. Валюта, свободно обмениваемая на другую внутри страны;

В. Валюта страны, по которой не ограничен обмен на другие валюты во внешнеэкономических операциях, связанных с торговлей товарами и услугами.


  1. ^ Если между США и Канадой установлен режим свободно плавающих валютных курсов и если спрос на канадские доллары растет, то это означает, что (выберите верный ответ):

А. Предложение канадских долларов снизилось или снизиться;

Б. Цена канадского доллара в валюте США упадет;

В. Предложение долларов США снизилось;

Г. Цена доллара США в канадской валюте упадет.


  1. ^ Если при режиме фиксированных валютных курсов уровень инфляции в Японии окажется выше, чем в других странах, то (выберите верный ответ):

А. Японский экспорт и импорт снизятся;

Б. Японский экспорт и импорт вырастут;

В. Японский экспорт вырастет, а импорт снизится;

Г. Японский экспорт снизится, а импорт вырастет;

Д. Активное сальдо платежного баланса Японии станет больше или дефицит стане меньше.


^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема: Международная миграция рабочей

Продолжительность 2 часа


План семинарского занятия:


Вопросы, выносимые на обсуждение


1.Виды международной миграции рабочей силы и ее причины.

2. Направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы.

3. Экономические последствия миграции рабочей силы.

4. Международное регулирование миграционных процессов.


Рекомендации студентам по подготовке к занятию


При изучении первого вопроса следует разграничить такие понятия, как «миграция», «эмиграция» и «иммиграция». Затем перейдите к рассмотрению видов международной миграции и ее причин. В третьем вопросе необходимо особое внимание уделить выяснению экономических последствий миграции для стран-рецепиентов и стран-доноров.

Литература

1. Международные экономические отношения:: учеб. пособие / Л.П.Бородулина, И.А. Кудряшова, В.А. Юрга. – М.: Экономистъ, 2005. – 298 с.

2. Семенов К.А. Международные экономические отношения.: Курс лекций. -

М.: Гардарика, 2003.

3.Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций. - М.: «Маркетинг», 2000.


Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы:


^ 1. Международная трудовая миграция - это (вберите верный ответ):

А. Выезд трудоспособного населения из данной страны за рубеж;

Б. Выезд высококвалифицированных специалистов из данной страны за рубеж;

В. Въезд трудоспособного населения в данную страну из-за рубежа;

Г. Выезд из страны и въезд в страну трудоспособного населения по

экономическим причинам.


  1. ^ Последствия международной трудовой миграции для страны-реципиента (принимающей страны) (выберите верные ответы):

А. Экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов;

Б. Уменьшение объема производства ВВП;

В. Рост предложения рабочей силы на рынке труда;

Г. Снижение издержек фирмы на заработную плату трудовых иммигрантов;

Д. Приток валютных средств из-за рубежа.


^ 3. Активно воздействуя на международную трудовую миграцию, национальные правительства регулируют (выберите верные ответы):

А. Финансовое положение иммигрантов;

Б. Структуру иммигрантов по полу и возрасту;

В. Продолжительность сроков пребывания в стране-реципиенте;

Г. Состав семей иммигрантов;

Д. Количество иммигрантов;

Е. Профессионально-квалификационный состав иммигрантов;

Ж. Образовательный уровень иммигрантов.



  1. ^ Последствия международной трудовой эмиграции для страны-донора (отдающая страна) (выберите верные ответы):

А. Уменьшение безработицы;

Б. «Утечка умов»;

В. Снижение в стране среднего уровня заработной платы;

Г. Увеличение объема производства ВВП.


  1. ^ В результате международной трудовой миграции при прочих равных условиях получают чистый экономический выигрыш (выберите верный ответ):

А. Рабочие, оставшиеся в стране-доноре, и предприниматели в стране-доноре;

Б. Предприниматели в стране-доноре и рабочие в стране-реципиенте;

В. Рабочие в стране-доноре и рабочие в стране-реципиенте;

Г. Предприниматели и в стране-доноре, и в стране-реципиенте.


^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема: Место России в системе современных международных экономических отношений

Продолжительность 2 часа


План семинарского занятия:


Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Проблемы интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей. Конкурентоспособность России в мировой экономике.

2. Место и роль России в мировой торговле. Россия и ВТО.

3. Участие России в международном движении капитала.


Практические задачи, задания, упражнения


1. Изучите материалы приложений на компакт-диске «Мировая экономика» и определите место России в классификации международных организаций.

2. Используя материалы приложений, составьте описание экономики России, характеризующее ее место в мировой экономике.

3. В 2003 г. доля минерального топлива в мировой торговле составила 10,3%, продукции химической промышленности – 10,9%. В товарной структуре экспорта России доля этих отраслей составила 53 и 4,4% соответственно. Определите, какая из этих отраслей является областью специализации России.


Перечень (образцы) раздаточного материала,

используемого на занятии


Для эффективного усвоения материала темы следует воспользоваться статистическим материалом, содержащимся в приложениях 2-4, 11-15 на компакт-диске «Мировая экономика».


Использование технических (программных) средств, необходимых для проведения занятия


Для ознакомления и работы со статистическим материалом, содержащимся в виде приложений на компакт-диске «Мировая экономика», необходима следующая аудио-, видеоаппаратура: мобильный мультимедиа проектор, экран, ноутбук.


Рекомендации студентам по подготовке к занятию


При изучении данной темы необходимо выявить трудности, с которыми столкнулась Россия в ходе интеграции в мировое хозяйство и рассмотреть причины, их обусловившие. При изучении второго вопроса следует особое внимание уделить анализу негативных тенденций в развитии внешней торговли России, а также характеристике проблем присоединения России к ВТО.

Литература

1. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. –

400 с.

2. Мировая экономика / Под ред. д.э.н., проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005. – Гл. 20.

3. Клинов В. Мировая конъюнктура 1 четверти ХХ1 в. и стратегия развития России //Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 10.

4. Чиркин А. Предстоящее вступление России в ВТО и потенциальные экономические риски //Вопросы экономики. 2005. № 5.


Вопросы и задания студентам для самостоятельной работы:


^ 1. Основной компонент в российском экспорте в страны Западной Европы (выберите верный ответ):

А. Электроэнергия;

Б. Промышленная продукция;

В. Полуфабрикаты;

Г. Топливно-сырьевые ресурсы;

Д. Сельскохозяйственная продукция;

Е. Машины и оборудование.


^ 2. Основным методом выхода России на западноевропейский рынок, учитывая нежелательность конкурента для западных стран, может стать (выберите верный ответ);
А. Прямой товарообмен;

Б. Туризм;

В. Научно-техническая и производственная кооперация;

Г. Развитие экспортно-импортных связей.


  1. ^ Наибольшая величина иностранных инвестиций в России приходится на (выберите верный ответ):

А. Транспорт и связь;

Б. Торговлю и общественное питание;

В. Промышленность;

Г. Финансы, кредит, страхование.


  1. ^ Наибольший удельный вес в структуре экспорта России в настоящее время составляют (выберите верный ответ):

А. Чугун, сталь, железная руда;

Б. Готовый прокат черных металлов, минеральные удобрения;

В. Природный газ, нефть, древесина;

Г. продукция легкой промышленности;

Д. продовольственные товары.


  1. ^ Назовите причины, которые могут стимулировать приток иностранного предпринимательского капитала в Россию (выберите верные ответы):

А. Большие природные ресурсы;

Б. Неразвитость инфраструктуры;

В. Огромный внутренний рынок;

Г. Бюрократизм и коррупция;

Д. Значительный научно-технический потенциал;

Е. Высокая вероятность смены экономической политики.


^ Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

^ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»


Кафедра

экономики и менеджмента


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
^ Мировая экономика

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Специальность:

080801.65 «Прикладная информатика (в менеджменте)»


Эти и многие другие вопросы подробно и практически обсуждаются в книгах данной серии - страница 2,
Правовой центр Юридическая помощь - страница 11,
Как же это происходит?,
Глава 5. ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКА - Трудовой кодекс республики казахстан,
Бычков В. В. Эстетика: Учебник - страница 32,
Глава четырнадцатая - Раньше я не думала всерьез о смерти, хотя за последние месяцы поводов было предостаточно,
План - План проведения научных мероприятий для студентов Педагогического института Место проведения,
Про затвердження Норм безплатної видачі спеціального одягу, спеціального взуття та інших засобів індивідуального захисту працівникам металургійної промисловості - страница 25,
Л. Лечтер "Если хочешь быть богатым и счастливым, не ходи в школу" - страница 18,
3.6. Состав, структура и стоимость основных средств эмитента, информация о планах по приобретению, замене, выбытию основных средств, а также обо всех фактах обременения основных средств эмитента,
K. C. Станиславский    Собрание сочинений в восьми томах - страница 11,
© Православный миссионерский центр - страница 7,
ГЛАВА III: УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ - I: создание,
Составители: Кунакова К. У., Кабдолова К. Л., Карбаева Ш. Ш., Токбергенова У. К., Айдарова З. Ш., Алдибаева Т. А., Ауельбекова Г. Д., Жумагулова К. А., Жусанбаева Г. М - страница 4,
В татарстане стартовала благотворительная sms-акция «Дети» - страница 8,
Оценочный лист для судей в классе F3A D RUS - Правила соревнований для младшей возрастной группы учащихся в возрасте...,
В новой редакции, утв. Приказом Генерального директора зао «осмп» №03-10 от «25» января 2010 г. (вступают в силу с «01» февраля 2010 года) - страница 10,
Публікації в інших наукових виданнях - Загальна характеристика роботи актуальність теми дослідження,
Глава 3 - Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года в ред закон,
РАЗДЕЛ 5. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ - Кодекс Республики Казахстан,
Министерство природных ресурсов пермского края лесохозяйственный регламент очерского лесничества - страница 20,
Правительства Российской Федерации от 01. 12. 2009 №1830-р (с последующими изменениями), руководствуясь закон - страница 11,
ДЕРЕВЬЯ - С сайта,
Ежеквартальный отчет открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть» Код эмитента: 00122-А - страница 99,