Образовательная программа дополнительного образования детей по шахматам срок реализации 11 лет - страница 2




^ 1.1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО

И УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Комплектование учебных групп, организация учебно-тренировочных занятий проведение воспитательной работы с обучающимися осуществляется администрацией, педагогическим советом и тренерским советом отделения шахмат в соответствии с уставом МОДЮСШ. Это является одним из наиболее ответственных этапов организационной и методической деятельности всего педагогического коллектива.

Учебные группы комплектуются из числа наиболее способных к занятиям шахматами детей, подростков, юношей и девушек и отвечающих требованиям по уровню спортивной подготовленности данному этапу. В отдельных случаях учащиеся, не отвечающие соответствующим требованиям, могут быть зачислены в учебную группу в порядке исключения по решению тренерского совета при условии, что эти учащиеся имеют потенциал, позволяющий достичь требуемого уровня спортивной подготовки в течение учебного года. В случае, если спортсмен имеет более высокий разряд, чем члены его учебной группы, и успешно справляется с тренировочными нагрузками, он может быть переведен на следующий год обучения с согласия тренерского совета.

Программа рассчитана на систематические занятия в группах начальной подготовки, учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и группах высшего спортивного мастерства на протяжении 42 недель в течение учебного года и 10 недель самостоятельных занятий во время летних каникул. Нормативный срок освоения программы – от 2 до 5 лет. Состав групп формируется из обучающихся примерно одного уровня спортивной подготовленности с разницей в 1-2 года по возрасту. Возраст обучающихся на момент зачисления должен быть не менее 7 лет.

Основными формами проведения учебно-тренировочной работы являются:

- групповые теоретические занятия в виде бесед, лекций по темам, изложенным в программе;

- практические занятия и тренировки в соответствии с требованиями программы для каждой группы по расписанию, утвержденному директором МОДЮСШ;

- индивидуальные занятия в соответствии с планами и заданиями, установленными для шахматистов;

- участие шахматистов в спортивных соревнованиях и восстановительных мероприятиях;

- участие в учебно-тренировочных сборах, спортивно-оздоровительных лагерях;

- инструкторская и судейская практика.

В процессе теоретических и практических занятий учащиеся должны получить знания и навыки тренера-общественника и спортивного судьи.

Большое значение для реализации целей спортивной подготовки шахматистов имеет использование в образовательном процессе передовых методов обучения, тренировки и организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса с помощью единой методической системы, доведенной до уровня поурочных программ.

^ 1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭТАПОВ ПОДГОТОВКИ

В соответствии с общими требованиями для спортивных школ определяются и основные требования для каждого этапа обучения.

^ Для этапа начальной подготовки:

Привитие учащимся интереса к занятиям шахматами, овладение элементарными основами шахматной игры, ознакомление с основными тактическими идеями и приемами, получение первоначальных знаний по истории шахмат, приобретение первого опыта участия в соревнованиях и начальных навыков в качестве ассистента судей и тренеров.

^ Для учебно-тренировочного этапа:

- 1 год обучения - развитие интереса к занятиям шахматами, изучение сложных комбинаций на сочетание идей, овладение элементарными техническими приемами легкофигурного эндшпиля, ознакомление с теорией А.Филидора, усвоение понятия о тренировке и гигиене шахматиста.

- 2 год обучения – формирование устойчивого интереса к занятиям шахматами, развитие тактического мышления, приобретение навыков самостоятельной работы над шахматами, ознакомление с приемами атаки в шахматной партии, проблемами центра, углубленное изучение легкофигурных окончаний и основных технических приемов ладейного эндшпиля, изучение понятия инициативы в дебюте, расширение знаний по истории шахмат, изучение элементарных основ судейства и организации шахматных соревнований.

- 3 год обучения – расширение полученных знаний, изучение теории В.Стейница, углубленное изучение темы «Атака на короля», ознакомление с характеристикой современных дебютов, совершенствование в изучение приемов эндшпиля и миттельшпиля, приобретение углубленных знаний о режиме шахматиста и методике тренировки.

- 4 и 5 годы обучения – совершенствование теоретических знаний, изучение типовых позиций миттельшпиля, овладение принципами составление дебютного репертуара, углубленное изучение сложных окончаний, овладение глубокими знаниями по истории шахмат, получение сведений о психологической и волевой подготовке, практическая деятельность по организации и судейству шахматных соревнований, получение звания судьи по спорту и инструктора по виду спорта.

^ Для этапа спортивного совершенствования:

Совершенствование и развитие теоретических знаний, дальнейшее изучение типовых позиций миттельшпиля и отработка на этой основе дебютного репертуара, дальнейшее совершенствование знаний по истории шахмат, накопление опыта участия в ответственных соревнованиях.

^ Для этапа высшего спортивного мастерства:

Дальнейшее совершенствование спортивного мастерства, достижение высоких спортивных показателей на всероссийских и международных соревнованиях.


^ 1.3. ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

  1. Учебно-тренировочный процесс планируется на основе учебных материалов, изложенных в данной программе.

  2. Планирование учебных занятий и распределение учебного материала в группах проводится на основании учебного плана и годового графика распределения учебных часов, которые предусматривают организацию учебно-тренировочных занятий.

  3. Учебным планом предусматриваются теоретические и практические занятия, сдача контрольных нормативов, прохождение тренерской и судейской практики, восстановительные мероприятия и участие в соревнованиях.

  4. На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с развитием шахматного движения, историей шахмат, методике обучения и тренировки, правилам и судейству соревнований.

  5. На практических занятиях учащиеся применяют полученные знания, развивают волевые качества, трудолюбие, целеустремленность и настойчивость в устранении недостатков. Участие в соревнованиях организуется в соответствии с годовым календарным планом.

  6. Годичный цикл тренировочных занятий в группах подразделяется на подготовительный, соревновательный и переходно-восстановительный этапы.



^ Примерный план-график распределения учебных часов для шахматистов

группы начальной подготовки 1 года обучения (6 часов в неделю)

№ п/п


Виды подготовки

Месяцы

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

Теория

42 недели

10 недель

1

Физическая культура и спорт

1


































2

Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований




1

1




























3

Исторический обзор развития шахмат










1

1

1

1

1

1










4

Дебют

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1







5

Миттельшпиль

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2







6

Эндшпиль

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1










Практика





































1

Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций

13

13

13

15

14

14

14

13

12

14

14

14

2

Теоретические и судейские семинары, контрольные работы




1
















1













3

Консультационные партии, конкурсы решения задач










1













1




4

4

4

Контрольно-переводные нормативы

1






















1










5

Общефизическая подготовка

4

4

4

4

4

4

4

4

4

5

6

6

6

Участие в соревнованиях




2
















2




3










^ Всего часов 312

26

28

26

28

26

26

26

28

26

26

24

24
Периодической печати Учебное пособие и хрестоматия - страница 3,
5. ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТОВОГО МАТЕРИАЛА И ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ - Методические указания по выполнению выпускной...,
Печатные: 1 Интернет: 60 - страница 17,
* законченный учебник и руководство по языку - страница 23,
Р. Ж. Абдильдина История философии - страница 35,
Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. С. 224-225 | св. Григорий Богослов - страница 113,
Правила безпеки при виробництві солоду, пива та безалкогольних напов київ 1997 передмов а правила безпеки при виробництві солоду, пива та безал - страница 11,
Руа История рыцарства - страница 6,
Как дети воспринимают и осваивают окружающий мир? Как развить твор­ческое начало в каждом ребенке, помочь ему выразить себя - страница 25,
Михаэль Лайтман является крупнейшим ученым каббалистом нашего времени, учеником великого каббалиста 20 века Баруха Ашлага - страница 13,
Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений в 2 частях - страница 5,
часть тех предостережений, которыми осыпал ее Сигиз-мунд Маркус в - Данпиге Гюнтера Грасса была весьма характерная...,
Сумський державний університет Бібліотека. Інформаційно-бібліографічний відділ - страница 3,
А. Р. від сплати податку з власників транспортних засобів Розглянувши звернення громадянина Юзвака Андрія Романовича від 22. 09. 2010 №3-ю-19325, керуючись п. 28 ст. 26 Закон,
третьей главе - Тенденции развития слияний и поглощений как путь концентрации банковского капитала в России,
Учет качества потребляемой и отводимой воды - Назаров Александр Дмитриевич, доцент, кандидат геолого-минералогических наук лекции,
«О внедрении современных информационных технологий в сфере предоставления государственных услуг» - страница 2,
Книга зоар аннотация    Книга «Зоар» - страница 66,
Жития святых - страница 20,
Собрание сочинений в шести томах - страница 16,
Внесён департаментом организации труда, заработной платы и социальных гарантий фгуп концерн «Росэнергоатом» - страница 4,
Наряды327 - Редактор Валерия Ахметьева 1 Критик и советчик Маргарита Пушкина книга,
▪ Трансформаційні процеси у товаристві - Проект план-графіка,
Сумерки-2 Глава 1 - страница 19,